28.12.2013 г. был принят Федеральный закон № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», который вступает в силу с 1 января 2015 г.

В законе появились новые понятия, которые определены в:

ГЛАВА 1, статья 3 – такие как: социальная услуга –

Получатель социальных услуг-

Поставщик социальных услуг-

Стандарт социальной услуги-

Профилактика обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании,-

Статья 5 «Система социального обслуживания», включает в себя понятие органов и организаций вместо учреждений.

В Статье 6 «Конфиденциальность информации о получателе социальных услуг» говорится о работе с персональными данными, в п.2 о том, что передача информации о получателе социальных услуг другим лицам, в том числе должностным лицам, в интересах получателя социальных услуг и его законного представителя, включая средства массовой информации и официальный сайт поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» допускается только с согласия получателя социальных услуг или его законного представителя, данного в письменной форме. В п. 3 перечисляется перечень организаций, которым допускается предоставление информации о получателе социальных услуг без его согласия или согласия его законного представителя.

ГЛАВА 2. Полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания определяет три главные особенности самой конструкции правового регулирования системы отношений, складывающихся в сфере социального обслуживания.

Особенность первая: усиление федеральной компетенции. Если в Федеральном законе от 10 декабря 1995 г. № 195 – ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» к конкретным полномочиям федеральных органов государственной власти можно было отнести установление методического обеспечения социальных служб и единой системы статистического учета, то по Федеральному закону № 442-ФЗ к федеральной компетенции отнесено решение таких важнейших вопросов как утверждение:

 

  1. Методические рекомендации по расчету подушевых нормативов финансирования социальных услуг;
  2. Правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений, которые включают в себя рекомендуемые нормативы штатной численности, перечень необходимого оборудования для оснащения организаций социального обслуживания, их структурных подразделений;
  3. Рекомендуемых норм питания и нормативов обеспечения мягким инвентарем получателей социальных услуг по формам социального обслуживания;
  4. Примерного порядка предоставления социальных услуг;
  5. Порядка осуществления мониторинга социального обслуживания в субъектах РФ, а также форм документов, необходимых для осуществления такого мониторинга;
  6. Рекомендации по формированию и ведению реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг;
  7. Рекомендации по организации межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти субъектов РФ при предоставлении социальных услуг, а также при содействии в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальном сопровождении);
  8. Рекомендации по определению индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг;
  9. Формы заявления о предоставлении социальных услуг, примерной формы договора о предоставлении социальных услуг, а также формы индивидуальной программы предоставления социальных услуг;
  10. Порядка направления граждан в стационарные организации социального обслуживания со специальным социальным обслуживанием;
  11. Примерного положения о попечительском совете организации социального обслуживания;
  12. Порядка предоставления социальных услуг, а также порядка утверждения перечня социальных услуг по видам социальных услуг организациями социального обслуживания, находящимися в ведении федерального органа исполнительной власти.

Особенность вторая: усиление административных позиций органов социальной защиты населения.  В Федеральном законе №442-ФЗ такие важные решения, как «признание нуждающимся в социальном обслуживании либо отказ в социальном обслуживании» (п.2 ст.15), «подписание индивидуальной программы социального обслуживания» (п.4 ст.16) закрепляются за уполномоченными органами субъектов РФ в сфере социального обслуживания.

Особенность третья: отказ как освобождение от ответственности. Социальные услуги по смыслу положений Федерального закона №442-ФЗ осуществляются не только согласно соответствующему договору, но и в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг. Законодатель вводит программный элемент во взаимоотношения получателя услуги и ее поставщика не случайно, так как законодателя явно интересует конкретный результат. Согласно ст. 16 Федерального закона №442-ФЗ индивидуальная программа предоставления социальных услуг является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению. При этом индивидуальная программа для гражданина или его законного представителя имеет рекомендательный характер, для поставщика социальных услуг – обязательный характер.

Более того, Федеральный закон №442-ФЗ предусматривает революционную по сути своей новеллу – «отказ получателя социальных услуг или его законного представителя от социального обслуживания, социальной услуги, освобождает уполномоченный орган субъекта РФ и поставщиков социальных услуг от ответственности за предоставление социального обслуживания, социальной услуги» (п.2 ст.18). Действующий до 31 декабря 2014 г. Федеральный закон от 2 августа 1995 г. №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» предусматривает только саму возможность отказа от социальных услуг, а не освобождение от ответственности государства за конкретного человека. Законодатель как бы оправдывается перед нами – впервые в практике законотворчества в социальной сфере государство освобождает свой уполномоченный орган и поставщика социальных услуг от ответственности не за «предоставление социальных услуг», а фактически за непредоставление помощи в целях улучшения условий жизнедеятельности человека и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои потребности. На практике такое освобождение от ответственности вряд ли будет применимо, поскольку конституционные гарантии права на социальное обслуживание будут подталкивать государство к усилению позиций социального сопровождения, а не отказа от ответственности.

Глава 3. Права и обязанности получателей социальных услуг.

В ст. 9 «Права получателей социальных услуг» в п.4 говорится об отказе от предоставления социальных услуг; в п. 9 о социальном сопровождении в соответствии со ст. 22 настоящего Федерального закона (социальное сопровождение осуществляется путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основании межведомственного взаимодействия в соответствии со ст. 28. Мероприятия по социальному сопровождению отражаются в индивидуальной программе).

Глава 4. Права, обязанности и информационная открытость поставщиков социальных услуг. Как мы уже говорили выше, что можно отказать в услуге получателю социальных услуг, но мы должны думать о ребенке и действовать в интересах детей.

В ст. 13  « информационная открытость поставщиков социальных услуг» говорится о формировании общедоступных информационных ресурсов, содержащих информацию о деятельности поставщиков, и обеспечении доступа к данным ресурсам посредством размещения их на информационных стендах в помещения х поставщиков социальных услуг, в средствах массовой информации, в сети «Интернет», в том числе на официальном сайте организации социального обслуживания.

Глава 5. Предоставление социального обслуживания. Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания является поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания.

В ст.15 п.2  говорится о том, что уполномоченный орган субъекта РФ принимает решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо отказе в социальном обслуживании в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления. Решение об оказании срочных социальных услуг принимается немедленно.

Согласно ст. 16 Федерального закона №442-ФЗ индивидуальная программа предоставления социальных услуг является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению. При этом индивидуальная программа для гражданина или его законного представителя имеет рекомендательный характер, для поставщика социальных услуг – обязательный характер.

Ст. 17. Договор о предоставлении социальных услуг – социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора. Ст. 18. Отказ от социального обслуживания, социальной услуги.

Глава 6. Формы социального обслуживания, виды социальных услуг. Ст. 19. Формы социального обслуживания – на дому, в полустационарной и стационарной форме. Ст. 20. Виды социальных услуг – социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые, социально-правовые, услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов, срочные социальные услуги. Ст. 21 определяет, что включают в себя срочные социальные услуги: бесплатное горячее питание, обеспечение одеждой, содействие в получении временного жилья, юридической помощи, экстренной психологической помощи. Предоставление срочных социальных услуг осуществляется в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг, без составления индивидуальной программы и без заключения договора о предоставлении социальных услуг. Основанием является заявление получателя социальных услуг. Подтверждением предоставления социальных услуг является акт, который подтверждается подписью их получателя. (не наши).  Ст. 22. Социальное сопровождение.

Глава 7. Организация предоставления социальных услуг.

Ст. 23 о создании попечительского совета.

Ст. 24 об информационных системах в сфере социального обслуживания, которые осуществляют сбор, хранение, обработку и предоставление информации о поставщиках социальных услуг. Информация, содержащаяся в информационных системах, используется в целях мониторинга социального обслуживания, осуществления государственного контроля в сфере социального обслуживания.

Ст. 25 о формировании реестра поставщиков социальных услуг.

Ст. 26 о реестре получателей социальных услуг (банк данных).

Ст. 27. Требования к порядку предоставления социальных услуг.

Ст. 28. Межведомственное взаимодействие при организации социального обслуживания в субъекте РФ осуществляется на основе регламента межведомственного взаимодействия, определяющего содержание и порядок действий органов государственной власти субъекта РФ в связи с реализацией полномочий субъекта РФ, установленных настоящим ФЗ.

Глава 8. Финансирование социального обслуживания и условия оплаты социальных услуг.

Ст. 30. Финансовое обеспечение социального обслуживания. Финансовое обеспечение деятельности организаций социального обслуживания субъекта РФ осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством РФ за счет средств бюджета субъекта РФ, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату.

Ст. 31. Предоставление социальных услуг бесплатно. Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания предоставляются бесплатно: 1) несовершеннолетним детям; 2) лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных конфликтов. (Если родитель пьет, то за плату. Нужны справки и доказательства. П.3 – нормативными правовыми актами субъектов РФ могут быть предусмотрены иные категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно.)

Ст. 32. Определение размера платы за предоставление социальных услуг.

Глава 9. Контроль в сфере социального обслуживания.

Ст. 33. Государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания.

  1. К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, организацией и проведением проверок поставщиков социальных услуг, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)".
  2. Региональный государственный контроль в сфере социального обслуживания осуществляется уполномоченным органом субъекта РФ в порядке, установленном органом государственной власти субъекта РФ.

Ст. 34. Общественный контроль в сфере социального обслуживания – осуществляется гражданами, общественными и иными организациями в соответствии с законодательством РФ о защите прав потребителей. Органы государственной власти субъектов РФ в пределах установленной компетенции оказывают содействие гражданам, общественным и иным организациям в осуществлении общественного контроля в сфере социального обслуживания.

 

 

28.12.2013 г. был принят Федеральный закон № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», который вступает в силу с 1 января 2015 г.

Закон направлен на развитие системы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, повышение его уровня, качества и эффективности.

Действие Закона распространяется на граждан Российской Федерации, на иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, беженцев (далее - гражданин).

Законом вводятся новые понятия:

"получатель социальных услуг",

"поставщик социальных услуг",

"профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании",

понятие "стандарт социальной услуги" излагается в новой редакции (основные требования к объему, периодичности и качеству предоставления социальной услуги), при этом стандарт социальной услуги является составной частью порядка предоставления социальных услуг.

В нем четко установлены обстоятельства, при наличии которых граждане признаются нуждающимися в социальном обслуживании (статья 15 Закона). К числу таких обстоятельств относятся, в частности, полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности; наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе; наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации; отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними; наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье; отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; отсутствие работы и средств к существованию. Иные обстоятельства, наличие которых может быть признано ухудшающим или способным ухудшить условия жизнедеятельности граждан, устанавливаются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг.

Социальное обслуживание основывается на заявительном принципе. Предоставление социальных услуг и отказ от них возможны только с учетом волеизъявления получателя. О предоставлении социальных услуг гражданин (его законный представитель) может обращаться непосредственно сам или по его просьбе иные граждане, государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения как в уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо непосредственно к поставщику социальных услуг с письменным либо электронным заявлением о предоставлении социального обслуживания (статья 14 Закона). Форма заявления о предоставлении социальных услуг утверждается Минтрудом России (статья 7 Закона).

Предоставление социального обслуживания:

Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания является поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания.

Уполномоченный орган субъекта РФ принимает решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо отказе в социальном обслуживании в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления. Решение об оказании срочных социальных услуг принимается немедленно.

В течение 10 рабочих дней после принятия решения составляется индивидуальная программа предоставления социальных услуг -  документ, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению. При этом индивидуальная программа для гражданина или его законного представителя имеет рекомендательный характер, для поставщика социальных услуг – обязательный характер.

Составленная индивидуальная программа предоставления социальных услуг пересматривается в зависимости от изменения потребности гражданина в социальных услугах не реже чем раз в три года.

В случае изменения места жительства получателя социальных услуг индивидуальная программа, составленная по прежнему месту жительства, сохраняет свое действие в объеме перечня социальных услуг, установленного в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, до составления индивидуальной программы по новому месту жительства в сроки и в порядке, которые установлены статьей 16 Закона.

Социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора,  заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином либо его законным представителем, на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг в суточный срок с даты представления индивидуальной программы предоставления социальных услуг поставщику социальных услуг (статья 17 Закона). В договоре определяются предоставляемые социальные услуги, перечисленные в индивидуальной программе предоставления социальных услуг, их стоимость в случае, если они предоставляются за плату (частичную плату). Форма договора также утверждается Минтрудом России (статья 7 Закона).

Поставщики обязаны предоставлять социальные услуги в соответствии с индивидуальной программой и условиями договора, а также порядком предоставления социальной услуги (статья 12 Закона).

В субъектах Российской Федерации формируются и ведутся реестр поставщиков социальных услуг и регистр получателей социальных услуг (статьи 24 - 26 Закона). Реестр поставщиков социальных услуг размещается в открытом доступе на официальном сайте уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Гражданин вправе обратиться к иному поставщику, который не включен в индивидуальную программу, но состоит в реестре поставщиков в субъекте Российской Федерации. При этом поставщику компенсируются затраты на предоставление социальных услуг в соответствии со стоимостью индивидуальной программы, рассчитанной по подушевым нормативам финансирования социальной услуги

Формы социального обслуживания – на дому, в полустационарной и стационарной форме.

 Виды социальных услуг – социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые, социально-правовые, услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов, срочные социальные услуги.

Ст. 21 определяет, что включают в себя срочные социальные услуги: бесплатное горячее питание,

обеспечение одеждой, содействие в получении временного жилья,

юридической помощи,

экстренной психологической помощи.

Предоставление срочных социальных услуг осуществляется в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг, без составления индивидуальной программы и без заключения договора о предоставлении социальных услуг. Основанием является заявление получателя социальных услуг. Подтверждением предоставления социальных услуг является акт, который подтверждается подписью их получателя.

Также Законом определяются условия предоставления социальных услуг на бесплатной и платной основе, а также категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно и за плату на дому, в полустационарных и стационарных условиях.

Предоставление социальных услуг бесплатно:

Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания предоставляются бесплатно:

1) несовершеннолетним детям;

2) лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных конфликтов.

(нормативными правовыми актами субъектов РФ могут быть предусмотрены иные категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно.)

Социальные услуги предоставляются бесплатно, если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг, рассчитанный в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, ниже либо равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной законом субъекта Российской Федерации. Размер предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно устанавливается законами субъекта Российской Федерации и не может быть ниже полуторной величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации для основных социально-демографических групп населения.

Порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей Закона устанавливается Правительством Российской Федерации (статья 7 Закона).

Кроме того, Законом введено социальное сопровождение граждан при предоставлении социальных услуг, предполагающее содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, основывающееся на межведомственном взаимодействии организаций, оказывающих такую помощь. Мероприятия по социальному сопровождению отражаются в индивидуальной программе предоставления социальных услуг.

Для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до вступления в силу Закона порядком предоставления социальных услуг, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг и условия ее предоставления не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих услуг, установленных по состоянию на 31 декабря 2014 года, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 года.

Отказ от социального обслуживания, социальной услуги:

Федеральный закон №442-ФЗ предусматривает революционную по сути своей новеллу – «отказ получателя социальных услуг или его законного представителя от социального обслуживания, социальной услуги, освобождает уполномоченный орган субъекта РФ и поставщиков социальных услуг от ответственности за предоставление социального обслуживания, социальной услуги» (п.2 ст.18).

 

Закон содержит нормы, предусматривающие осуществление контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, в том числе общественного контроля.

Новости

6 декабря шестеро несовершеннолетних, получающих услуги в отделении УСС, вместе со специалистом по работе с семьёй Балтухиной С.В. приняли участие в итоговом...далее

Вопрос-ответ

Ходим с сыном в центр Доверие к логопеду Позняковой Светлане Николаевне уже 1,5 меяца. У ребенка наблюдаются заметные улучшения в произношении звуков....читать ответ