Чем привлекательны социальные сети для подростков?

 

В Центре изучения Интернета и общества провели анализ социальных сетей и онлайн медиа. Основной целью исследования стало определение роли социальных сетей в жизни школьников.

В большинстве своем (72%) подростков постоянно используют 1-2 социальные сети, при том, что зарегистрирован он может быть в трех и более сетях (61%). Самой популярной и опережающей все остальные по процентным показателям более чем в два раза названа социальная сеть «ВКонтакте». Ей отдают предпочтение 95% школьников. Далее следуют Instagram  и Twitter с 36% и 22 % соответственно. Facebook для школьников на четвертом месте – 16%. При этом, согласно исследованию, 85% школьников назвали «ВКонтакте» самой важной сетью, на втором месте Instagram, набрав сего лишь 3%.

Нельзя говорить об одностороннем влиянии социальных сетей на успеваемость в школе, можно констатировать лишь наличие незначительной связи между показателями ежедневного времяпрепровождения в социальных сетях и успеваемостью школьников. Согласно исследованию не все подростки сидят в социальных сетях круглые сутки. Существует определенная дифференциация по временному режиму пребывания в сети.

Большинство подростков заявили, что не добавляют в друзья незнакомых людей, предпочитая переносить свой реальный круг знакомых и друзей в сеть.

Мотивы использования социальных сетей могут быть очень разными. При этом они делятся на определенные группы:

  • Коммуникативная функция (общение со знакомыми и друзьями) – 91%
  • Развлекательная функция (прослушивание музыки, просмотр фильмов и их скачивание) – 78 %
  • Информационная функция (просмотр новостей и новостных лент) – 61%
  • По 53% пришлось на юмористические общества , которые можно отнести к развлекательным группам, и на поиск информации о своих друзьях и интересных людях, что в равной степени относится и к коммуникативной и к информационной функциям.

 

Как формируется зависимость?

У сетевой зависимости те же корни, что и у игромании (киберзависимости). Мозг каждого человека снабжен центром удовольствия. Постоянная стимуляция этого центра у лабораторных животных приводит к тому, что они забывают обо всём на свете. Отказываясь от потребления пищи в угоду удовольствиям, лабораторные животные погибают от истощения. Компьютерная болезнь – это недуг, который формируется постепенно. Если виртуальщика оттащить от компьютера на два часа и более он, подобно алкоголику, страдающему от похмелья, испытывает абстинентный синдром.

 

Положительные и отрицательные стороны социальных сетей.

Сайты социальных сетей помогают пользователям взаимодействовать с другими людьми, которые разделяют одинаковые интересы и получить конструктивную обратную связь на продолжающихся аспектах.

Но есть и риски. Большинство сайтов социальных сетей открыты для всех, что означает, что подросток может преследоваться, запугиваться. Киберзапугивание и преследование чаще всего совершается другими подростками, и имеют тенденцию происходить больше всего с девочками старшего возраста или подростками любого пола, у которых есть частое присутствие «онлайн».

Это может принять несколько форм:

  • Предавать гласности частые мгновенные сообщения, текстовые сообщения или электронные письма;
  • Повесить угрожающее объявление, регистрация фотографий, которые вызовут конфуз;
  • Распространение слухов;

Редко преследование перетекает в конфликты реального мира, но для ранимых подростков это может быть причиной нервного расстройства и душевного потрясения.

Другой риск – «кража личности», которая может произойти, когда подростки делятся слишком большим количеством информации о своем имени, дате рождения и местонахождении.

 

 Признаки сетевой зависимости

Вычислить первые признаки Интернет – зависимости не сложно. Первым делом должно насторожить количество времени, которое человек проводит в сети. Тревожный показатель – более 5 часов в сутки. Так же важно, что именно делает человек в Интернете. Одно дело, когда это связано с работой, производственной необходимостью и обучением, и другое – если человек бесцельно рассматривает сайты, играет в сетевые игры, общается в чатах. Обычно на фоне погружения в сеть человек отказывается от нормального, реального, личного общения, от работы и учёбы, портятся отношения с окружающими людьми, нарушаются режим сна и питания.

9 признаков Интернет зависимости:

  1.  Постоянное желание быть «онлайн»
  2.  Раздражительность при невозможности выйти в Интернет
  3.  Нежелание отвлекаться от виртуального пространства   
  4.  Расстройство внимания
  5.  Пренебрежение личной гигиеной
  6.  Отказ от общения в реальной жизни
  7.  Конфликты с окружающими людьми
  8.  Отказ от пищи или системное нерегулярное питание
  9.  Готовность вкладывать все свободные деньги в компьютер и Интернет

Основная категория людей, склонных к Интернет – зависимости – это дети и подростки, а так же робкие, тревожные, слабые, с заниженной самооценкой и погруженные в себя личности. Зависимость от Интернета  - такое же тяжелое заболевание, как зависимость от алкоголя или наркотиков.

 

Физические отклонения у больного, страдающего компьютерной зависимостью:

  • Нарушение зрения;
  • Понижение иммунитета;
  • Головные боли;
  • Высокая утомляемость;
  • Бессонница;
  • Боли в спине;
  • Туннельный синдром (били в запястье)

 

                                                                                                                                                         Сетеоголизм (зависимость от Интернета)

Сетеоголизм проявляется бесконечным пребыванием человека в сети. Иногда люди находятся в виртуальном мире по 12-14 часов в сутки, заводя виртуальные знакомства, скачивая музыку, общаясь в чатах. Это неряшливые, неуравновешенные люди, которые наплеательски относятся к близким и родным.

Есть некоторые признаки сетеоголика:

  • Навязчивое стремлние постоянно проверять электронную почту;
  • Предвкушение следующего сеанса «онлайн»
  • Увеличение времени, проводимого «онлайн»
  • Увеличение количества денег, расходуемых «онлайн»

Современные тинейджеры значительно отличаются от подростков прошлых лет, когда мир существовал без гаджетов, компьютеров, социальных сетей, которые стали смыслом жизни детей нашего времени.

Родителя часто недоумевают: как можно столько времени проводить возле компьютера, когда на улице такая хорошая погода. Действительно современные подростки и социальные сети стали почти неразделимы.

Примерно с 11 лет подростки начинают погружаться в активное общение со сверстниками, отводя родителей на второй план. Социальные сети дают возможность завести друзей, хобби, узнать много новой информации и избавиться от чувства одиночества, которое часто испытывают  многие подростки. Там ребенок может найти единомышленников, поделиться душевными переживаниями, спросить совета у старших товарищей.

Но часто тандем «подросток и социальная сеть» является губительным для подростковой психики, а иногда и жизни. Общаясь в социальных сетях, подросток присоединяется к различным группам, субкультурам, знакомится с сомнительными людьми. Еще одна негативная сторона общения подростков в социальных сетях – ограничение коммуникативных возможностей в реальном мире. Часто подростки, привыкшие знакомиться «заочно», испытывают проблемы в завязывании реальных знакомств. Ведь в Интернете ребенок может выбрать для себя любую роль, сделать себя лучше, красивее, придумать себя идеального, но в жизни всё не так просто, ведь ты такой какой ты есть, и некоторые оказываются не готовы принять это.

 

Рекомендации родителям:

  1. Постарайтесь всё-таки регламентировать время, проводимое ребенком за компьютером (не запрещать жестко, а объяснять, что компьютер – не право, а привилегия, поэтому общение с ним подлежит контролю со стороны родителей). Резко запрещать работать за компьютером нельзя. Если ребенок склонен к компьютерной зависимости, он может проводить за компьютером два часа в будний день и три  - в выходные. Но обязательно с перерывами.

 

        1.Предлагайте другие возможности времяпровождения, составьте список дел, которыми можно заняться совместно в свободное время (поход в кино, на прогулку, игра в шахматы и др.)

 

        2.Содействуйте развитию интересов и склонностей своих детей : от увлечения музыкой, рисованием до катания на лыжах, коньках.

 

        3.Знайте, что компьютерная зависимость гораздо реже проявляется у детей  и подростков, занимающихся спортом, и и следите, чтобы ваш ребенок уделял физическим нагрузкам.

 

         4.Помогайте ребенку пользоваться позитивными возможностями компьютера – овладеть программированием, веб – дизайном, компьютерной графикой, анимацией.

 

         5.Обращайте внимание на игры и сайты, которыми пользуются дети. Отдавайте предпочтение развивающим играм и сайтам.

 

         6.Всегда ищите возможность подчеркнуть полноту реальной жизни и коллективной общности. Одиночество – повод для ухода в виртуальный мир.

 

         7. Важно чтобы слова не расходились с делом. Если отец разрешается ребенку играть не более часа в день, то сам не должен играть по три – четыре. Учитывайте личный пример в использовании возможностей                   компьютера:

 

            - делайте акцент на применение компьютера в своей работе.

 

             - используйте его в качестве помощника в совместном с ребенком досуговом творчестве, попутно прививая навыки культуры общения с современной техникой.

 

          8.Корректно используйте свое право на запрет, так как «запретный плод всегда сладок»

 

          9.Используйте компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры и т.д.)

 

          10.Обсуждайте игры вместе с ребенком. Крайне важно научить ребенка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо                               разнообразней, что игра не заменит общение.

 

   

  Пути преодоления конфликта  между родителями и подростком

 

 Порой родители подавляют желания подростка, и он вынужден отступить, подчиниться, затаив обиду на взрослых, порой родители уступают подростку, испытывая чувства возмущения, бессилия и обиды. Оба эти метода не лучше, хотя бы потому, что кто-то неизбежно оказывается в проигрыше. Но возможен и беспроигрышный вариант, который воплощает поиск решения, удовлетворяющего потребности обеих сторон – и родителей, и ребёнка. Поиск решения достигается при помощи особой методики – «шесть шагов».

Первый шаг

Определение проблемы. Здесь необходимо выяснить причины неприемлемого поведения ребенка или взрослого. С этой целью полезнее всего внимательно его выслушать, а затем сообщить ему о своих потребностях и переживаниях.

Второй шаг

Поиск возможных вариантов решения. Искать их надо вместе. Сначала полезно перебрать все приходящие в голову варианты, даже если они, на первый взгляд, кажутся непригодными. Это может быть своеобразный «мозговой штурм», когда предлагается любая идея и ни одна не критикуется.

Третий шаг

Обсуждение и оценка предложенных вариантов решения. Исходный принцип здесь один; должны быть удовлетворены потребности обеих сторон – и ребенка, и взрослого.

Четвёртый шаг

Выбор лучшего решения. При этом нужно задавать друг другу вопросы: «Если мы используем эту идею, что получится? Будет ли каждый доволен? В чем ошибка этого варианта решения?»

Пятый шаг

Определить, как выполнить это решение: что надо сделать.

Шестой шаг

Оценка, насколько хорошо намеченный способ действия разрешает проблему. При этом полезно спросить друг друга: «Исчезла ли проблема? Вы довольны тем, что мы сделали?»

 

Новости

В специализированной библиотеке семейного чтения «Очаг прошла семейная игра «Угадай мелодию» - «Музыкальная шкатулка». Семьи,...далее

Вопрос-ответ

Подскажите, есть ли у вас открытая вакансия психолога? ...читать ответ