«Авиатор» взлетел.  Почему экранизацию романа Водолазкина стоит увидеть на большом экране
Разное

«Авиатор» взлетел. Почему экранизацию романа Водолазкина стоит увидеть на большом экране

На экраны выходит фильм «Авиатор» по роману Евгения Водолазкина

Приветственный выход съемочной группы и актерского состава перед премьерным показом фильма «Авиатор». Фото: пресс-лужба «КИНОТВ»

В российский прокат выходит «Авиатор» — фильм Егора Кончаловского по роману Евгения Водолазкина. История о человеке, который просыпается через почти сто лет после крионической заморозки, — не просто экранизация бестселлера, а попытка перенести на экран сложный разговор о времени, памяти и цене человеческих решений. Фильм долго готовили к съемкам— как к полету, в который зрители приглашаются не пассажирами, а собеседниками. О том, почему важно посмотреть экранизацию, — в материале «Ленты.ру».

Полет готовили командой

«Авиатор» — редкий проект, который делался не как блокбастер и не под KPI. Перед премьерным показом продюсер Сергей Катышев напомнил, сколько времени занял путь картины от идеи до зала. «Мы пять лет для вас готовили этот полет. Сначала вместе с автором, Евгением Водолазкиным, потом к нам присоединился наш пилот, Егор Андреевич, со всей нашей замечательной командой», — рассказал Сергей Катышев.

Идея экранизации «Авиатора» принадлежит именно Сергею Катышеву, это не был заказ рынка. Роман его настолько впечатлил, что он буквально загорелся желанием перенести эту историю на экран и вышел на связь с автором

Сценарий к фильму стал последней работой классика кинодраматургии Юрия Арабова. Он писал его уже тяжело больным, рядом был ученик, друг и соавтор Олег Сироткин, а Евгений Водолазкин подключался по видеосвязи.

После прихода в проект Егора Кончаловского сценарий дорабатывал драматург Мирослав Станкович — режиссер настаивал на сохранении ряда линий из романа, которые на первом сценарном этапе выпали. Таким образом, одни сценаристы углубляли философию, другие — усиливали драматургию, третьи — возвращали то, что могло потеряться между строк книги.

Подбор актерского состава стал здесь не просто кастингом, а частью режиссерского поиска — в фильме нет случайных исполнителей

В главных ролях снялись Александр Горбатов и Дарья Кукарских, чье партнерство во многом определило эмоциональный ритм фильма. В нем сыграли Константин Хабенский, Евгений Стычкин, Алексей Кравченко, Софья Эрнст, Игорь Миркурбанов, Наталья Вдовина, Антон Шагин, Виталий Кищенко, а также Евгения Добровольская — для нее эта работа стала последней.

Сергей Катышев — продюсер фильма «Авиатор».

Фото: пресс-лужба «КИНОТВ»

Музыку к «Авиатору» написал Максим Фадеев, саундтрек записали с симфоническим оркестром. По словам продюсера, эта музыка будет звучать и после проката на разных площадках по стране. На фоне блокбастеров с одноразовыми треками это выглядит почти манифестом о том, что у фильма должен быть свой голос, достойно звучащий и автономно.

«У нас получился, друзья, хороший фильм», — спокойно, без рекламного пафоса заявил Сергей Катышев с премьерной сцены. И в этом «хороший» слышится не формальное определение, а человеческая уверенность: сделали ровно то кино, которое хотели.

Роман и фильм: «близко, но отдельно»

Главный вопрос, который волнует поклонников романа, — насколько кино близко к книге. Ее автор Евгений Водолазкин на него ответил так: «Проблема сейчас сводится к тому, близко это лежит к книге или не близко. Это лежит близко, но отдельно. Потому что прямой путь от романа к кинопроизведению невозможен».

Евгений Водолазкин — автор романа «Авиатор».

Фото: пресс-лужба «КИНОТВ»

По словам писателя, это расстояние он сам оценивал и отмерял, это было основано во многом на его идеях. «Все было, так сказать, по любви сделано», — подчеркивает он.

По сути, автор книги здесь выступает и как соавтор фильма, и как его главный «цензор по совести»

Евгений Водолазкин участвовал в работе над сценарием с самого начала и до конца, о чем Катышев отдельно сказал со сцены, назвав писателя «креативным продюсером» проекта. Это тот редкий случай, когда экранизация не «отобрала» роман у автора, а стала еще одним способом его рассказать.

Режиссер Егор Кончаловский так объясняет эту связку: «В экранизациях романа в рамках полнометражного фильма важен мотив. Нужно сохранить ключевые моменты романа. То, что в книге раскрывается на сотнях страниц, в фильме может воплотиться в одном диалоге или персонаже». Отсюда — и новые персонажи, и переработанные финальные акценты, но при сохраненном «внутреннем сходстве», о котором говорит писатель.

Егор Михалков-Кончаловский – режиссер фильма «Авиатор».

Фото: пресс-лужба «КИНОТВ»

История о времени, которое нельзя вернуть

По сюжету Иннокентий Платонов просыпается в секретной лаборатории после почти вековой криогенной заморозки. Действие перенесено в 2026 год, когда мир стоит на пороге научного прорыва, и эксперимент с пробуждением человека прошлого становится частью этой гонки. Почти все, что связывает героя с прошлой жизнью, из памяти стерто. Он по крупицам собирает свою биографию, пытается понять, кто он, что сделал и кого из близких потерял.

Для Кончаловского это не только фантастический сюжет, но и очень личная тема/

Для меня эта история о том, как человек получает уникальный шанс — вернуться в точку, где сто лет назад оборвалась его жизнь, чтобы завершить недоделанное: и в делах, и в чувствах, и в покаянии

Егор Кончаловскийрежиссер

Евгений Водолазкин не раз подчеркивал, что его всегда занимала иллюзия времени, когда прошлого уже нет, будущего еще нет, есть только настоящее — тот самый момент, который нужно успеть прожить, а не отложить. Эта линия напрямую встроена и в фильм: герои не просто вспоминают, а пытаются понять, что сделать с тем, что осталось.

«Авиатор» как разговор о вине, любви и прощении

Фильм выстроен вокруг тех же смыслов, что и роман. Все это, по мысли создателей, «вшито» в нашу генетическую память: вина и покаяние, невозможность переписать прошлое, цена упущенных возможностей.

Любовь в «Авиаторе» показана не только как история мужчины и женщины

Она расширена до библейского понимания — как забота о ближнем, верность своему внутреннему долгу и уважение к людям прошлого, которые умели оставаться верными себе даже в переломные моменты истории.

Эта внутренняя линия не проговаривается напрямую, а проявляется через судьбы героев, прежде всего Иннокентия Платонова. По признанию исполнителя главной роли актера Александра Горбатова, ему интересно было показать, что происходит с человеком, «когда все его мечты как ластиком стирают»

Константин Хабенский – роль: профессор Гейгер в фильме «Авиатор».

Фото: пресс-лужба «КИНОТВ»

Но именно в личных отношениях героев, в попытке примирить прошлое с настоящим, проявляется то, ради чего, по словам создателей, вообще стоило снимать этот фильм. Исполнительница роли Анастасии Дарья Кукарских признается: «Для меня в этом фильме важна тема покаяния, прощения, в первую очередь — самого себя». Так любовная линия превращается не в романтическую интригу, а в часть разговора о вине, выборе и праве на второй шанс.

Две эпохи в одном кадре

В «Авиаторе» с первых же кадров узнаваем фирменный почерк Егора Кончаловского: внимание к деталям, скрупулезное изучение быта эпох, точное восстановление атмосферы и 1920-х, и современности.

Сложный кастинг для фильма только подтверждает эту педантичность

Режиссер вспоминает, что дольше всего выбирали Платонова и Настю — именно эти герои задают звучание фильма. По его словам, найти актрису, одинаково убедительную и в образе 18-летней девушки начала XX века, и в роли 30-летней исследовательницы наших дней, было особенно трудно.

Егор Кончаловский подчеркивает, что кино -результат совместной работы команды, и что костюмы, грим, аутентичные интерьеры и десятки мелких предметов создают атмосферу времени не хуже реплик. В случае «Авиатора» это ощущение особенно важно, поскольку герой буквально живет между двумя эпохами, — и зритель начинает верить обоим мирам.

Зал №»1 кинотеатр «Октябрь».

Фото: пресс-лужба «КИНОТВ»

Смотреть в зале, а не фоном

Создатели честно предупреждают, что это не фильм для просмотра «вполглаза», между уведомлениями в телефоне. „Авиатора“ нужно смотреть внимательно, не фоном, не отвлекаясь на попкорн. Он настраивает на размышление, но не давит и смотрится легко, даже когда говорит о серьезном.

По ритму «Авиатор» ближе к классическому драматическому киноповествованию, где первична не внешняя динамика, а внутренняя — фильм движется как рассказ, а не как череда эффектов

Зрителя мягко, но уверенно ведут от лаборатории к прошлому, от личной истории героя — к вопросам, которые рано или поздно встают перед каждым: что мы сделали, чего не успели и можно ли хоть что-то исправить, когда время уже прошло.

По признанию Александра Горбатова, после романа и работы над фильмом он по-другому смотрит и на собственную жизнь — понял, что не хочет жалеть о прожитом, а хочет радоваться тому, что еще есть путь вперед.

Сделанный по любви

У «Авиатора» есть все, чтобы стать заметным событием сезона: большой автор большого романа, талантливый состоявшийся режиссер, серьезная драматургическая основа, сильный актерский состав и оригинальный саундтрек звездного Максима Фадеева.

Но, пожалуй, главный аргумент в пользу фильма сформулировал сам автор книги: «Все было по любви сделано». И это тот случай, когда «по любви» — не фигура речи, а производственный факт.

Источник

Средний рейтинг
0 из 5 звезд. 0 голосов.