Дидактика

Учимся

196

Содержание

Принципы в дидактике

Принципом называется основное положение, которым руководствуются при решении какого-либо важного вопроса.

Принципами в дидактике называются основные положения, которыми руководствуются учителя и воспитатели при обучении детей. Как и всякие принципы, принципы дидактики не выдумываются в отрыве от жизни, они устанавливаются в результате изучения учебного процесса во всей его сложности.

Это изучение проводилось и проводится научными работниками-специалистами по педагогике и лучшими, передовыми учителями-практиками.

Принцип воспитывающего образования и обучения

Этот принцип является важнейшим в педагогике. Его можно выразить так: давая ученикам знания, обучая, педагоги в то же время должны их воспитывать, а воспитывая, должны обогащать знаниями. Образование и воспитание, различаясь между собой, в практике школьной работы находятся в непрерывной связи, в единстве.

Принцип воспитывающего образования и обучения и обязывает педагогов не отрывать учебно-образовательной работы от воспитательной, каждый учитель должен быть и воспитателем, а воспитатель — учителем.

Каким же образом образование и обучение могут оказывать воспитывающее влияние? Современное нравственное воспитание направлено на формирование научного мировоззрения и выработку поведения, основанного на принципах социальной морали.

Все знания, которые даются ученикам по истории, естествознанию, географии и по всем другим предметам, должны преподаваться по своему содержанию и методам так, чтобы закладывались основы научного мировоззрения, начатки современных убеждений. Вот это мировоззрение и убеждения и будут определять соответствующее поведение.

Большое воспитывающее значение имеет и другая сторона образования и обучения. В результате учебной работы и приобретения знаний у учеников совершенствуются умственные способности, они учатся самостоятельно думать, понимать, т. е. оценивать действия и поведение как других лиц, так и своё.

Такое критическое отношение к себе и к другим так же определяет поведение детей. Но в оценке поступков людей решающее значение имеет критерий (мерило) этой оценки. Таким критерием должны являться принципы современной морали. В учебно-образовательной работе, на всех уроках, в течение всей школьной жизни педагоги должны знакомить детей с этими принципами современной морали и приучать руководствоваться этими принципами в своей жизни.

Большое воспитывающее значение в учебной работе имеет эмоциональность. Принцип воспитывающего образования и обучения обязывает так преподавать учебные предметы, особенно гуманитарные, чтобы возбуждать у детей чувства любви к родине, к лучшим людям России и в то же время возбуждать чувство непримиримой ненависти ко всем врагам нашего отечества.

Наконец, воспитывающее значение должна оказывать организация учебной работы и всей школьной жизни. Учебные занятия должны быть организованы так, чтобы вырабатывались навыки к прилежанию, добросовестному выполнению своего учебного труда, к дисциплинированному поведению, а также, чтобы они вырабатывали сильную волю, т. е. настойчивость в преодолении трудностей, решительность и инициативность.

Оцените статью
Добавить комментарий