Принцип сознательности усвоения знаний
Сущность принципа сознательности усвоения знаний заключается в следующем. В результате изучения учебных предметов о природе, человеческом обществе и пр., у учеников в сознании образуются представления.
При правильном обучении каждому представлению в сознании соответствует конкретный, реальный предмет со всеми его качествами, как он существует в объективной действительности.
Так, например, в результате ряда уроков у учеников в сознании получилось представление о растении одуванчике. Надо добиться того, чтобы ученики имели не только представление в сознании, но и узнавали бы это растение на лугу в его реальном виде.
Но иногда, при неправильном обучении, у учеников образуются и накапливаются такие словесные представления, которым не находят соответствующих предметов в природе, а когда эти предметы встречают, то ученики их не узнают.
В городских школах тоже изучают одуванчик. Ученики запоминают всё, что об одуванчике написано в книге, что о нём рассказывал учитель, они могут «рассказать урок» об одуванчике, но летом, выйдя за город и найдя растение одуванчика, они не устанавливают соответствия.
Значит, у них представление об одуванчике было только словесное, безжизненное, бессодержательное. Бессодержательные, словесные, безжизненные знания и представления называются формальными знаниями и представлениями.
Примеров формальных знаний можно привести очень много. Вот ученица, говоря о воздухе, заявляет, что воздух упруг и что он является плохим проводником тепла. Но она никакого реального содержания не вкладывала в слова упруг, плохой проводник тепла и на предложение объяснить, что значит упруг, что значит плохой проводник тепла — ничего сказать не могла. Свой ответ она дала по книжке и с реальной жизнью свои знания и представления не связала.
Формальные знания — порочные знания. Порочность их заключается в том, что ученики не умеют знаниями пользоваться для практических целей. Часто бывает, что они знают правила по грамматике, правильно их «отвечают на уроке», а в письменных работах делают ошибки на эти правила.
Формальные знания встречаются и у учеников старших классов средней школы, и порочность их усугубляется тем, что такие знания не вооружают к правильной работе и даже к пониманию окружающей жизни.
Ученики знают, что такое амперметр и вольтметр, а на практике не умеют правильно включить в цепь того или иного прибора. Ещё больший порок формальных знаний заключается в том, что из накоплений таких знаний не получается твёрдого научного мировоззрения, твёрдых убеждений.