Содержание
Индивидуальность
Принцип прочности знаний
Опыт учебной работы показывает, что даже сознательно усвоенные знания и знания, приобретённые с большой познавательной активностью, всё же через некоторое время забываются, т. е. или совсем исчезают из сознания, или тускнеют и остаются смутными, отрывочными.
Это обстоятельство и делает необходимым принимать специальные меры к закреплению знаний. Такими мерами являются упражнения. В них ученики как бы углубляют в сознании образы изучаемого материала.
Знания делаются прочными от многократных повторений пройденного материала.
Наконец, прочности знаний в решающей степени содействуют ясность восприятия, сознательное их усвоение и активность мышления при обучении.
Принцип учёта индивидуальных особенностей
В школе учитель обязан вести занятия со всем классом. Это значит, что в течение всего учебного часа учитель должен вести учебную работу со всеми учениками класса, не допуская сведения занятий к учебной работе с одним учеником, упуская из-под своего влияния всех остальных учеников.
Есть в музыке такие аккорды, которые называются «запрещёнными ходами». Аналогично этому, ни один культурный педагог не допустит в классных занятиях сведения учебной работы к занятиям с одним учеником. Это «запрещённый ход». Вот в этих условиях коллективной работы, в условиях занятий с 25-30 учениками, учитель всё же должен учитывать индивидуальные особенности учеников своего класса и с ними считаться.
Мы все привыкли к тому, что каждый ученик по внешности, по чертам лица непохож ни на кого другого, каждый ученик имеет свои внешние особенности. Подобно этому, и в психологическом отношении все ученики различны между собой, каждый ученик имеет свои индивидуальные особенности. Разные свойства памяти, внимания, разная степень развития мышления и речи, разные особенности восприятия играют решающую роль в обучении.
Типы детей в отношении их психических особенностей многообразны, и подмечать особенности детей в учебной работе совершенно необходимо.
Есть дети с преобладающими зрительными восприятиями. Обучение с такими детьми надо вести, начиная с показа изучавмого объекта. Обучение таких детей словесным способом окажется мало эффективным, тогда как «показ», т. е. познание через зрительные восприятия, обеспечивает верный успех.
Есть дети, которые быстро и хорошо запоминают речь, они преимущественно пользуются слуховыми восприятиями; такие дети и урок учат, читая вслух, т. е. слушая себя, или готовят уроки с другими товарищами путём чтения вслух.
Отличаются дети между собой по темпу умственного процесса. Одни быстро воспринимают, осмысливают и делают выводы, другие — медленно; по степени глубины восприятия и осмысления — одни «схватывают на лету» и не додумывают до конца, другие — глубже, полнее продумывают материал и выводы делают более обоснованные и многосторонние, и т. д.
Принцип учёта индивидуальных особенностей обязывает учителя к тщательному и детальному изучению детей. Опытность квалифицированного учителя и заключается, между прочим, в том, что он очень быстро и безошибочно начинает понимать учеников, догадывается, кто из детей на что способен и каким приёмом надо пользоваться при воздействии на того или иного ученика.
Однако было бы неправильно понимать разбираемый принцип так, что учитель всё время «приспособляется» к особенностям учеников. Тут главное дело в том, чтобы на основе учёта особенностей детей совершенствовать их познавательные способности.
Имея дело с учеником, медленно воспринимающим и думающим, учитель, конечно, «приспособляется» к нему, но в то же время делает всё, чтобы воспитать в ученике более быстрые темпы умственной деятельности.