Искушение между страстью и холодным разумом: «Дон Жуан» в Театре на Трубной
Обо всем

Искушение между страстью и холодным разумом: «Дон Жуан» в Театре на Трубной

На масштабных декорациях новой премьеры Театра на Трубной — спектакля «Дон Жуан» в постановке Ильи Макарова — едва заметна надпись: «Memento Mori» (с латинского — «помни о смерти»). Этот краткий, но глубокий посыл становится невидимым прологом всей постановки, задавая тон размышлениям о жизни, страсти и ответственности за собственные поступки.

Напоминание о конечности существования звучит пугающе, но именно оно помогает осознать ценность каждого момента и глубину человеческих отношений.

Комедия в пяти действиях о коварном соблазнителе была написана Жан-Батистом Мольером в 1665 году и стала одной из самых значимых его работ. Образ Дон Жуана — страстного, дерзкого и безнаказанного — навсегда вошел в мировую культуру.

В роли Дон Жуана блистает Сухраб Хайлобеков. Его герой наслаждается собственной красотой, не знает границ и не боится последствий. Дон Жуан не верит в Бога, пренебрегает нравственными нормами и пользуется обожанием женщин, подчиняя их своей прихоти.

Сюжетная линия ведет его к Эльвире (Татьяна Горбунова) — дворянке из Бургаса, с которой он заключает фиктивный брак, лишь затем, чтобы продолжить свои любовные похождения. В образах новых «возлюбленных» — крестьянок, сыгранных Мирославой Михайловой и Елизаветой Карякиной — режиссер мастерски демонстрирует сущность главного героя: холодного, циничного и лишённого совести.

Не менее впечатляюще выглядит дуэт Дон Жуана с его слугой Сганарелем, которого виртуозно исполняет Иван Мамонов. Несмотря на простоту и даже некоторую нелепость, Сганарель пытается наставить хозяина на путь истинный, напоминая о Боге, честности и уважении к родителям. Он служит Дон Жуану не из преданности, а из страха, считая его «мерзейшим из безбожников, ведущим жизнь, подобающую скорее эпикурейской свинье, чем доброму христианину».

Через эти персонажи режиссер задает зрителю главный вопрос: возможно ли жить лишь разумом, не любя и не веря, а лишь играя в высокие чувства?

Особую атмосферу спектаклю придают безмолвные Пуличинеллы — персонажи неаполитанской кукольной комедии. В белых костюмах и с масками на лицах они аккуратно настраивают зрителя на настроение каждой сцены. Их роли исполняют студенты РАТИ (ГИТИС), курс мастерской Валерии Ланской.

На протяжении всех трёх часов Сухраб Хайлобеков и Иван Мамонов удерживают внимание публики, заставляя переживать каждое действие Дон Жуана. Дуэт артистов настолько гармоничен, что сложно представить спектакль с другими исполнителями.

Не менее важна работа художника по костюмам Дарьи Горшковой, чьи наряды подчеркивают характеры героев и раскрывают их внутренний мир.

Финал спектакля трагичен: Дон Жуан умирает, но режиссер оставляет зрителям пространство для размышлений. На поклон выходит маленький мальчик в костюме Дон Жуана, держащий за руку Эльвиру. Таким образом зрителю предлагается придумать собственное продолжение истории, напоминая о вечной истине — Memento Mori.

Источник

Средний рейтинг
0 из 5 звезд. 0 голосов.