Курс на естественные науки. Школы сделают шаг к подготовке будущих ученых
Разное

Курс на естественные науки. Школы сделают шаг к подготовке будущих ученых

В российских школах с начала учебного года реализуется комплексный план по повышению качества математического и естественно-научного образования. Он включает в себя модернизацию учебных программ, разработку новых учебников, усиление профориентации и повышение качества подготовки учителей. Сможет ли новый план стимулировать школьников выбирать естественно-научные и инженерные специальности? Кто поможет школам в его реализации? Об этом рассказал руководитель Института содержания и методов обучения имени В.С. Леднева Минпросвещения России Максим Костенко.

– Главная его цель – исполнение поручения президента по созданию условий технологического прорыва на национальном уровне. Документ прошел согласование с экспертами из Минобрнауки, Минпросвещения, вузовского и научного сообщества и утвержден председателем правительства РФ. В нем есть задачи не только для школ, но и для вузов, организаций среднего профессионального образования, научных организаций и экспертного сообщества.

Для нашей страны это не новая задача. Мы помним, что 1960-е и 1970-е годы прошли под эгидой политехнизации советской школы. В это время на первый план вышли естественно-научные и инженерные специальности, стремительно развивалось дополнительное образование. Создавали станции юных техников, в школах появлялись разные конструкторские кружки и так далее.

Тогда руководство советского государства было нацелено на развитие образования и науки, а этого нельзя было добиться без системного погружения школьников в изучение предметов естественно-научного цикла: физики, химии, биологии, математики, позднее информатики.

Сегодня перед нами стоит задача максимальной локализации производств внутри страны и активного развития научной и инженерной сферы. Комплексный план поможет сделать первый шаг в этом направлении за счет создания необходимых условий для изучения точных и естественно-научных предметов в школе.

– Для ребят, у которых есть к этому склонности, в 7−9 классах школы появляется углубленное изучение пяти предметов: химии, физики, биологии, математики, информатики. Для учеников 5-6 классов и начальной школы в рамках внеурочной деятельности проводятся занятия по занимательной химии и физике. Это нужно, чтобы сформировать у ребят интерес и мотивацию к дальнейшему изучению этих непростых предметов.

– Обновленные программы по естественно-научным предметам предполагают значительную долю экспериментального изучения явлений и законов физики, химии и биологии. Уже в этом году часть заданий итоговой аттестации ОГЭ и ЕГЭ будет представлена в формате лабораторной работы. Причем эксперимент может проводиться виртуально, на компьютере, а может и непосредственно, в условиях лаборатории, с реактивами и специальным оборудованием.

– Наша задача – помочь им это сделать. Тем более, что в мониторинге, который проводится по оценке эффективности реализации комплексного плана, мы можем увидеть, у кого из регионов это получается успешнее и обсудить лучшие практики с коллегами из других субъектов страны.

Наш институт подготовил методические рекомендации по взаимодействию школ с партнерами, мы проводим семинары, на которых рассказываем, как организовать сетевое взаимодействие при изучении учебных предметов или во внеурочной деятельности совместно с партнерами. Например, изучать какую-то тему можно во взаимодействии с соседним колледжем или предприятием.

Возможно организовать сетевое взаимодействие школ с вузами, организациями среднего профессионального образования, предприятиями различного масштаба. Надо отметить, что сейчас в рамках федерального проекта «Профессионалитет» колледжи и техникумы очень хорошо обеспечены материально-технической базой.

Кроме этого, в каждом муниципалитете есть свои градообразующие предприятия, либо, в сельской местности, — крупные фермерские или коллективные хозяйства, которые нуждаются в специалистах разного профиля.

Чтобы учесть специфику кадровых потребностей предприятий в учебных программах в школах, мы ориентируемся на практики профильных школ и классов, созданных при госкорпорациях. Кроме того, при Московском физико-техническом институте открыт Фонд развития Физтех-школ, который предлагает всем школам страны программы для углубленного изучения физики, химии и биологии. Мы обобщили все эти практики и предлагаем их для реализации почти 40 тысячам школ Российской Федерации.

– Мы будем ориентировать школьников на масштабное, системное глубокое изучение учебных предметов. Но в системе практического образования есть понятие «межпредметные связи». Например, векторы мы изучаем и в математике, и в физике, поэтому одно и то же понятие мы должны дать ребятам и с точки зрения математического, и с точки зрения физического знания. Так, чтобы они друг другу не противоречили, и чтобы ребята понимали, почему они изучают векторы в двух разных дисциплинах. Поэтому наша задача при разработке программ выстроить такие связи между различными предметами.

Сегодня мы впервые за многие десятилетия готовим единые государственные учебники. Российская Академия наук здесь отвечает за базовое изучение естественно-научных предметов в основной и старшей школе, а университет МФТИ – за их углубленное изучение. Техническое задание от Минпросвещения РФ предписывает, чтобы учебники содержали не только самую современную информацию об открытиях и достижениях науки в рамках каждого учебного предмета, но и обязательно включали в себя межпредметные связи.

Мы пытаемся интегрировать содержание различных учебных предметов, чтобы они друг друга дополняли. Межпредметные связи в учебниках, в программах, во внеурочной деятельности, в олимпиадных задачах, в контрольно-измерительных материалах — наш приоритет.

Мы считаем, что за счет такой межпредметности ребята начинают лучше осознавать важность школьного учебного знания для жизни и своей будущей работы. Это повышает их мотивацию и становится серьезным базисом для повышения качества образования по естественно-научным предметам.

– Будет оцениваться доля школьников, которые выбирают естественно-научные предметы, математику и информатику как предметы профильного изучения в основной и в старшей школе, и выбор предметов для прохождения ЕГЭ.

Сейчас мы видим, что растет и средний балл по физике, химии, биологии, профильной математике, и доля выбора этих предметов для сдачи ЕГЭ. Одновременно снижается доля ребят, которые не сдают экзамен с первой попытки, не преодолевают пороговые значения. Это дает нам позитивный прогноз на успех нашей дальнейшей работы. 
Источник

Средний рейтинг
0 из 5 звезд. 0 голосов.