Николай Платошкин: Нынешней «элитке» Ленина не понять. Зачем власть, если нет яхт и дворцов?
Разное

Николай Платошкин: Нынешней «элитке» Ленина не понять. Зачем власть, если нет яхт и дворцов?

Личность Ленина снова обсуждают политики, историки и зрители. Те, кто родился в Советском Союзе, наверняка помнят Ленина по старым фильмам, где он был яркой харизматичной личностью, наделенной чертами сверхчеловека. Однако в фильме «Хроники русской революции» Андрея Кончаловского мы увидели совершенно другого Ленина. Он далек от идеала, наделен определенными недостатками и постоянно думает о деньгах.

Почему и как менялся образ Ленина в советском и российском кино? Этот вопрос «СП» обсудила с доктором исторических наук Николаем Платошкиным.

«СП»: Первым роль Ленина сыграл рабочий Василий Никандров, которого Сергей Эйзенштейн нашел на Путиловского заводе. Ему, кстати, не надо было гримироваться: внешнее сходство было поразительным. Но потом с актером на роль Ленина появились сложности. Надо было, чтобы он не затмил Сталина.

Дважды роль Ленина в 30-е годы сыграл актер Борис Щукин — в фильмах Михаила Ромма «Ленин в Октябре» в 1937 году и в «Ленин в 1918 году» в 1938-м.
Актера на роль Ленина утверждали в ЦК КПСС, Надежда Константиновна Крупская тоже имела свой голос. Она считала лучшим исполнителем роли Ленина Максима Штрауха в фильме Сергея Юткевича «Человек с ружьем». Какой образ Ленина вам ближе всего?

— Ленин очень любил кино и, если помните, называл его «важнейшим из искусств». Он любил смотреть кино, но сниматься категорически отказывался. Когда Ленин возглавил советское правительство, к нему приходили хроникеры, но он им отказал в съемке. Впервые Ленина удалось запечатлеть 1 мая 1918 года во время его выступления на демонстрации.

Прямые ссылки передачи в RuTube, VK, YouTube. Смотрите все передачи СП-ВИДЕО

— Так и было. До смерти Сталина было снято всего три фильма про Ленина, и ни один из них в прокат не вышел. Сталин его лично зарубил. Фильм Юткевича «Свет над Россией» об электрификации, где есть эпизоды с беседой Ленина и Герберта Уэллса, Сталин зарубил, потому что ему не понравилась роль актера Сергея Голованова, который играл Сталина. Отзывы госкомиссии о фильме были прекрасные, но Сталин был непреклонен. Потом был снят фильм «Ленин в 1918-м году», где главная роль была у Сталина, а Ленин якобы ему просто помогал. Во всех фильмах, вышедших в прокат до смерти Сталина, Ленин был на втором плане.

Все изменилось после смерти Сталина. Во второй половине 50-х было снято 14 фильмов о Ленине. Сравните: до войны один-два фильма о Ленине, а до 1960-го — 14 фильмов! Хотя режиссеры были прежними: Ромм, Юткевич. Но Ленин был в этих фильмах уже другим.

«СП»: Мне запомнился фильм «На одной планете» Ильи Ольшвангера. Роль Ленина в нем исполняет Иннокентий Смоктуновский. По мнению современного биографа Ленина Льва Данилкина, Иннокентий Смоктуновский в этом фильме оказался «абсолютным Лениным». Интересно, что в этом фильме Ленин представлен без традиционной картавости. И он — живой человек, не наделенный качествами какого-то «сверхчеловека».

— 60-е года 20-го века — это пик фильмов о Ленине. В 60-е было снято до 20 превосходных фильмов о нем. Помимо фильма «На одной планете», где Ленина блистательно сыграл Иннокентий Смоктуновский, в том же году вышел фильм Сергея Юткевича «Ленин в Польше», который получил в Каннах приз за лучшую режиссуру. В те времена советским фильмам давали в Каннах призы, когда просто невозможно было не дать. Но в этом фильме Ленин показан не просто политическим мыслителем, а человеком, полным различных переживаний, в чем-то романтиком, который искренне верит в то, что делает. К тому же Юткевич придумал необычный жанр: в этом фильме Ленин — главный рассказчик, он рассуждает, в том числе о себе, за кадром. И Ленин там — сомневающийся, рассуждающий — таким вождя мировой революции зрители еще не видели.

«СП»: В 70-е образ Ленина трансформировался еще больше. Театр Ленком показал пьесу «Синие кони на красной траве» режиссера Марка Захарова по пьесе Михаила Шатрова. Там Ленина играет Олег Янковский, причем без лысины, без грима, без картавости. Это не человек-икона, не идеал, это человек, который мог быть среди нас.

Точкой разлома в трактовке образа Ленина стал фильм Владимира Хотиненко «Демон революции», где Ленина сыграл Миронов. Впервые был показан Ленин с недостатками, колеблющийся. Была показана его связь с Инессой Арманд. Этот фильм, вышедший на государственном телеканале «Россия-1», положил начало переосмыслению личности Ленина. Как вы относитесь к этому фильму?

—  Я не могу обсуждать такие фильмы. Ленин был человеком с моральными принципами. Создателям «Демона революции», видимо, это было не известно. Мне очень жаль, что фильмы про Ленина снимают те, кто ровным счетом ничего о нем не знают. Те, кто ниже его морально на 100 порядков. И те, кто не прислушивается к мнению историков.

«СП»: Роль Ленина в последние годы сыграли многие известные актеры. А вот не утвердили после кинопроб Николая Губенко, Бориса Галкина и Олега Табакова. Не утвердили на роль Ленина и Леонида Броневого, который играл Ленина в театре. Последняя интерпретация роли Ленина в фильме «Хроники русской революции» вызвала бурные споры. В этом сериале Ленина сыграл Евгений Ткачук. В фильме Андрея Кончаловского Ленин предстал каким-то, простите, гангстером, который озабочен поиском денег. Почему именно такой образ Ленина предложил нам на государственном телеканале мэтр российского кино Андрей Кончаловский? Это переосмысление роли Ленина в истории?

— Во-первых, насчет денег, которые якобы Ленин брал у деятеля социал-демократии, бизнесмена Александра Парвуса. Пусть банк назовут, дату, время. Сколько, от кого брал, когда, где расписки? Ведь от Парвуса много документов сохранилось: кому он давал, от кого брал деньги.

Да, Парвус манипулировал германскими властями. Когда революция в январе 1916-го в России не случилась, он попросил еще 3,5 миллиона и обещал свержение власти. По поводу Ленина — ни одного документа, который подтверждал бы его связь с финансовыми кругами у нас или за рубежом, нет.

Почему сейчас мы получили такого Ленина? Ходят упорные слухи, что Владимира Ильича должны вынести из Мавзолея. И для этого его надо опорочить. А еще раз глубинная причина в том, что он своим примером мешает нынешним властям спокойно жить.

Понимаете, он жил по-другому, жил идеей. Как руководитель правительства даже не имел своей постоянной квартиры, у него не было ни дворцов, ни яхт, ни счетов в банках — всего того, что дорого нынешней элите, которая спонсировала этот фильм. Поэтому в нынешнюю реальность Ленин вписывается плохо.

Источник

Средний рейтинг
0 из 5 звезд. 0 голосов.