«Охлажденные симки» не спасут от ударов по НПЗ, зато порадуют аэропортовских «бомбил»
Разное

«Охлажденные симки» не спасут от ударов по НПЗ, зато порадуют аэропортовских «бомбил»

Операторы связи огорошили россиян, введя 24-часовой период «охлаждения» для сим-карт тех, кто приезжает из-за рубежа. Цель — защита нашей инфраструктуры аэропортов от прилетов БПЛА.

При попадании сим-карты на территорию России мобильный интернет и СМС для ее владельца будут заблокированы на сутки. Чтобы снять ограничения, необходимо будет пройти верификацию. Механизм в тестовом режиме уже начал действовать 10 ноября.

Пользователей, прибывающих из-за рубежа, будут информировать смс-сообщениями о блокировке. В них же будет информация о том, как снять ограничения.

«Сделать это можно в любой момент, авторизовавшись с помощью капчи по ссылке, которую пришлет оператор. После этого доступ к интернету и СМС будет восстановлен», — сообщили «СП» в колл-центре Минцифры. Пройти идентификацию также можно будет по телефону: для этого необходимо будет позвонить в колл-центр.

Полагаю, что после прилета рейса, когда сотни людей одновременно будут проходить эту самую идентификацию или звонить в колл-центр, там могут возникнуть проблемы.

Опять же вопрос с жителями приграничных областей. Не получится ли так, что их жители постоянно будут «убывать» из России и «прибывать»? Нельзя ли выключить сим-карты выборочно?

Тем временем, в приграничных областях мобильный интернет и так время от времени блокируют. И не только в приграничных. Так, утром 10 ноября в Ульяновске был объявлен режим «беспилотной опасности». Мобильный интернет был отключен. Впрочем, горожан этим уже не удивить — ограничения действуют постоянно. Так, все минувшие выходные большинство сервисов и мобильных приложений были недоступны.

Как объяснили в ОГКУ «Правительство для граждан», мобильный интернет полностью отключается вблизи стратегических объектов для обеспечения безопасности людей и инфраструктуры.

И как быть, если такие отключения будут регулярными? Как сообщил министр имущественных отношений, градостроительной деятельности и цифрового развития Ульяновской области Олег Ягфаров, проводной интернет работает без ограничений. «Ведется работа с управляющими компаниями, чтобы проводить интернет в домах могли даже в выходные дни», — заверил чиновник.

Кроме того, планируется расширить так называемый «белый список» сайтов, доступ к которым сохраняется даже в период действия ограничений. На сегодня это сервисы «ВКонтакте», «Oдноклассники», Mail.ru и национальный мессенджер Max, «Госуслуг», «Яндекса», Avito, «Дзен», Rutube, официальный сайт платежной системы «Мир», сайты Правительства и Администрации Президента России, федеральной платформы дистанционного электронного голосования. Также в ближайшее время планируется открыть доступ к маркетплейсам и региональным службам такси.

Тем временем, вопрос с блокировкой сим-карт при въезде на территорию России остается открытым. Насколько полезна эта мера и насколько она защити от БПЛА?

С такими вопросами «СП» обратилась к десятку экспертов в области интернет-связи, включая таких мэтров, как главный разработчик сайта Kremlin.ru, эксперт Комиссии по развитию информационного общества в Совет Федерации, консультант Администрации Президента России Артем Геллер и ведущий аналитика РАЭК (Российская ассоциация электронных коммуникаций), главный редактор журнала «Интернет в цифрах» Карен Казарян. Но никто из интернет-экспертов не смог найти ответ на вопрос, насколько окажется полезным «охлаждение симок».

Вопросы остаются и у экспертов по безопасности. Так, генерал-майор спецслужб Александр Михайлов считает, что идея — обезопасить нашу инфраструктуру от БПЛА — хорошая, но реализация ее требует доработки.

— Теоретически, если через 2 часа после прилета сим-карта не заработала, можно предположить, что ее отдали для управления беспилотником. Ведь симку могут ставить в телефон, далее ее будет вести GPS-навигация, и отследить ее маршрут не всегда возможно. Ведь маршрут беспилотников строят исходя из GPS-навигации.

Пройти идентификацию после прилета в Россия — процедура несложная. Но как это технически будет реализовано в условиях нестабильного интернета — вопрос. И нет ли риска, что граждане массово останутся без возможности вызвать такси? Это тоже вопрос. Приоритет очевидно будет у «бомбил», которые в холле аэропорта предлагают свои услуги по завышенным ценам.

«СП»: К тому же БПЛА нередко запускают с нашей территории…

— Да, и доказательство тому — фуры, которые подъезжают к нашим стратегическим объектам и из которых вылетают БПЛА.

Вспомним случай с ударами по нашим стратегическим бомбардировщикам 1 июня этого года. Так что надо ужесточить работу МВД и ФСБ, а не ограничиваться блокировкой симок при въезде, — считает Александр Михайлов.

Другие эксперты считают, что с учетом современных технических возможностей блокировка сим-карт может быть обойдена. Такую точку зрения высказал в беседе с «СП» президент Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Сергей Гончаров.

— Конечно, эта мера не отрежет все пути атак БПЛА на наши НПЗ и критически важную инфраструктуру. Когда возникает какой-то барьер, его пытаются обойти. Но пока, видимо, иных выходов нет, потому что наша ПВО с задачами не справляется.

Во многих случаях дроны просто «заезжают» в Россию, а не прилетают, так что аэропорты — это лишь часть проблем.

«СП»: Если одномоментно прилетели в Шереметьево 150 симок, операторы, вероятно, могут догадаться, что это не 150 беспилотников. И второе — локация каждой «симки», особенно на границе зоны действия сети, определяется весьма условно. Как быть в таких условиях?

— Разумеется, это проблема. Как оператор мобильной связи сможет определить, какая именно симка работает с БПЛА? Вопрос не ясный. И зачем вырубать всех, если можно определить это точечно, на это есть спецслужбы. К тому же есть случаи, когда дроны запускают, например, из стран Балтии, с Украины. Их уж точно никакая блокировка симок не возьмет.

Вместе с тем, специалисты по БПЛА считают эту меру нужной и правильной.

Вот, что заявил «СП» генеральный директор Ассоциации беспилотных авиасистем Глеб Бабинцев.

— Бытует мнение, что большинство атак дронов на российскую инфраструктуру идет с территории России. Не согласен, все тяжелые беспилотные воздушные суда стартуют с территории Украины и долетают до нас. Исключение — FPV, которые вылетали из подготовленных фур.

Интернет на таких угрожающих БПЛА используется для визуального сопровождения и донаведения на цель, в этом плане мера «охлаждения» должна помочь. Однако развиваются системы технического зрения, дроны становятся умнее и смогут находить цель без визуальной помощи.

Источник

Средний рейтинг
0 из 5 звезд. 0 голосов.