«Полноценный эффект проявится не сразу»: что происходит с ценами на бензин после указа Путина о выплатах нефтяникам
Обо всем

«Полноценный эффект проявится не сразу»: что происходит с ценами на бензин после указа Путина о выплатах нефтяникам

Средняя стоимость литра бензина АИ-92 в России за неделю выросла на 0,7% — до 62,13 рубля, а литр АИ-95 подорожал на 0,5% — до 67,21 рубля. Для сравнения: неделей ранее рост цен составил 0,9 и 0,7% соответственно. Темпы удорожания горючего стали снижаться после решения Владимира Путина ввести мораторий на обнуление демпферных выплат нефтяникам. Предполагается, что за счёт инициативы президента компании снова начнут получать компенсации из бюджета и будут меньше заинтересованы в завышении цен для потребителей. По мнению экспертов, полноценный эффект от этой меры проявится не сразу, но уже в ноябре ситуация на российском рынке топлива должна стабилизироваться. Что будет с ценами на АЗС по итогам года — в материале RT.

За неделю с 14 по 20 октября средняя по России розничная цена бензина АИ-92 выросла на 40 копеек — до 62,13 рубля за литр, а горючее АИ-95 подорожало на 35 копеек — до 67,21 рубля за литр. Стоимость дизельного топлива при этом увеличилась на 32 копейки — до 73,56 рубля за литр. Такие данные в среду, 22 октября, опубликовал Росстат.

Как следует из материалов ведомства, темпы удорожания бензина на российских заправках начали постепенно снижаться. Если за первую неделю месяца стоимость АИ-92 и АИ-95 поднялась в среднем на 0,9 и 0,8% соответственно, то за вторую рост цен составил 0,9 и 0,7%, а за третью — 0,7 и 0,5%.

Топливо стало дорожать медленнее на фоне указа президента России Владимира Путина о выплатах нефтяникам. Напомним, 12 октября глава государства ввёл полугодовой мораторий на обнуление демпферных возмещений энергетическим компаниям. Предполагается, что за счёт инициативы бизнес снова сможет получать компенсации из бюджета и будет меньше заинтересован в завышении цен на горючее для рядовых потребителей.

«Указ президента должен охладить динамику цен в рознице, однако полноценный эффект, конечно, проявится не сразу. Думаю, для этого может потребоваться от двух до четырёх недель. Так что уже в ноябре можно ожидать более существенного замедления роста цен, особенно если нефтеперерабатывающие заводы будут выходить из ремонта и увеличивать поставки на внутренний рынок», — рассказал RT автоэксперт компании Tamashi Константин Ожогин.

От шторма — к штилю

Отметим, что с начала 2025 года средняя по России оптовая стоимость бензина АИ-92 и АИ-95 выросла более чем на 42% — до 74,16 тыс. и 79,1 тыс. рублей за 1 т соответственно. Причём в августе — сентябре котировки ненадолго поднимались даже выше 74,7 тыс. и 82 тыс. — впервые за всё время наблюдений, свидетельствуют данные Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи.

Розничная стоимость топлива за прошедшее время тоже заметно увеличилась, хотя и не такими темпами, как в опте. По последним данным Росстата, с конца 2024-го литр АИ-92 на российских АЗС подорожал в среднем на 12,4%, а литр АИ-95 — на 11,2%. Причём инфляция за этот период составила лишь 4,95%.

«Полноценный эффект проявится не сразу»: что происходит с ценами на бензин после указа Путина о выплатах нефтяникам

Цены начали стремительно расти ещё летом под влиянием целого ряда факторов, рассказал RT владелец сети дилерских центров коммерческого транспорта «Альянс Тракс» Алексей Иванов. По его словам, спрос на горючее в стране усилился в связи с ростом поездок и проведением сельскохозяйственных работ, а предложение топлива, напротив, стало сокращаться в результате ухода многих нефтеперерабатывающих заводов на ремонт.

«В первую очередь сказалось временное сокращение производства нефтепродуктов — за год выпуск бензина в России снизился почти на 10% из-за незапланированных остановок НПЗ. По-прежнему сохраняется и влияние сезонных факторов: осенью традиционно растёт спрос на топливо для сельхозработ и подготовки к зиме, что создаёт дополнительное напряжение для всего нефтеперерабатывающего комплекса», — объяснил Алексей Иванов.

Одновременно в стране возникли перебои с логистикой, в результате чего некоторые регионы столкнулись с дефицитом топлива, отметил Константин Ожогин. Помимо этого, на ценах негативно сказалось сокращение бюджетных выплат нефтяным компаниям, рассказал эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Уровень газификации в РФ впервые приблизился к 75% и в ближайшие годы продолжит расти, заявил президент Владимир Путин на полях форума…

Напомним, с 2019 года в России на рынке топлива действует специальный демпфирующий механизм: нефтяные компании получают компенсацию из бюджета за отгрузку топлива на внутренний рынок. Так, если цены на горючее в России ниже, чем за её пределами, и производителям становится выгоднее реализовывать топливо за рубежом, государство возмещает нефтяникам недополученную прибыль, чтобы те продавали больше топлива именно внутри страны.

По словам Игоря Юшкова, за последнее время в связи с резким укреплением рубля и удешевлением нефти на мировом рынке разница между внутренними и внешними ценами на бензин заметно снизилась. На этом фоне сократились и размеры компенсаций энергокомпаниям.

По последним данным Министерства финансов РФ, с января по сентябрь 2025 года государство возместило нефтяникам около 716 млрд рублей, хотя за аналогичный период 2024-го объём выплат по демпферу был вдвое больше и составил почти 1,44 трлн. В этих условиях компании «решили добрать с рынка то, что они не получили от государства», и стали поднимать цены на топливо для конечных потребителей, отметил Игорь Юшков.

«Дело в том, что у нефтяников ощутимо выросли затраты: им сейчас приходится чаще чинить НПЗ, а ремонт обходится дороже, потому что из-за санкций стало проблемно завозить оборудование. При этом выплаты по демпферу сократились примерно на 50%, а деньги бизнесу, безусловно, нужны, потому что нефтепереработка становится всё менее рентабельной», — объяснил Юшков.

В этой связи государство сейчас решило пойти навстречу компаниям, считает эксперт. По его словам, подписанный президентом указ гарантирует сохранение демпферных выплат на необходимом для нефтяников уровне, что, как ожидается, должно благоприятно сказаться на динамике розничных цен.

«Полноценный эффект проявится не сразу»: что происходит с ценами на бензин после указа Путина о выплатах нефтяникам

Кроме того, правительство ранее продлило запрет на вывоз бензина из страны до конца года. Предполагается, что такое ограничение позволит насытить внутренний рынок горючим для полного удовлетворения спроса. Впрочем, в дополнение к этому власти при необходимости могут задействовать ряд других мер, уверен Алексей Иванов.

«В настоящий момент рассматривается обнуление импортных пошлин на бензин из Китая, Южной Кореи и Сингапура — это может дать дополнительно до 350 тыс. т бензина в месяц. Также планируется нарастить поставки из Белоруссии до 300 тыс. т ежемесячно. В качестве краткосрочных мер допускается использование октаноповышающей присадки ММА и добавление до 10% спирта в бензин — это позволит увеличить выпуск топлива на действующих мощностях», — предположил Иванов.

Согласно оценке Игоря Юшкова, по итогам всего 2025 года рост цен на бензин в России, вероятнее всего, останется выше общего уровня инфляции, но может замедлиться примерно до 11%. При этом Алексей Иванов рассчитывает, что с января по декабрь удорожание топлива всё же уложится в 10%.

«Ключевой фактор — скорость восстановления работы НПЗ и эффективность принимаемых мер по насыщению рынка. При сохранении текущих темпов ремонта и запуске импортных поставок можно рассчитывать на постепенную стабилизацию уже в ноябре», — заключил Иванов.

Средний рейтинг
0 из 5 звезд. 0 голосов.