«Проявление личного выбора»: социологи — о поведении и внешности типичного «нормиса»
Сленговые слова из молодёжного лексикона всё чаще становятся общеупотребимыми терминами. Например, по результатам опроса, который запустил проект «Слово года», в тройку наиболее популярных слов вошло сленговое «кринж» — им обозначают какое-то постыдное событие или явление. Не меньшей популярностью пользуется и «скуф» — так называют мужчин среднего возраста, имеющих узкий кругозор и ведущих нездоровый образ жизни. Однако сленговые слова проникали за пределы молодёжных субкультур и раньше. Например, термин «нормис» имеет очень давнюю историю, в своём сленговом значении он появился в английском языке ещё в середине прошлого века, а затем перекочевал в русский язык. В беседе с RT учёные из Пермского политеха объяснили, что обозначают этим словом сегодня, а также рассказали, почему «нормисы» осознанно делают выбор в пользу конформизма.
— Расскажите, пожалуйста, о происхождении сленгового слова «нормис».
Заведующий кафедрой «Фундаментальные и гуманитарные дисциплины» Когалымского филиала ПНИПУ кандидат социологических наук Михаил Ермаков:
— Понятие «нормис» происходит от английского слова normie, что переводится как «нормальный, обычный человек». Впервые встречается в этом значении в английском языке в 1950-х годах. За рубежом в интернет-сленге его начали употреблять ещё в 2000-х, а в русскоязычном интернет-пространстве оно появилось примерно в конце 2010-х годов.

Термин отражает растущее противопоставление между «обычными» людьми и представителями различных субкультур. Обычно используется в ироничном контексте для обозначения обывателя, ведущего конформный образ жизни, то есть следящего за большинством.
Вы когда-нибудь ловили себя на том, что после очередной неудачи начинаете действовать с упорством, достойным лучшего применения?…
Для такого человека соблюдение традиционных норм и ценностей — это не вынужденная позиция, а осознанный выбор. Его не интересуют узкие интернет-тренды, которые быстро приходят и уходят. Вся его жизнь наполнена работой, семьёй, друзьями и заботой о собаке, а вечера он проводит за просмотром сериалов.
Отличить «нормиса» можно по ряду внешних и поведенческих признаков, которые формируют его узнаваемый образ. Прежде всего это стремление к строгому соответствию усреднённым социальным стандартам.
Его одежда, как правило, лишена ярких деталей и заявки на индивидуальность, предпочтение отдаётся массмаркету и практичным, не привлекающим излишнего внимания вещам.

В общении он избегает конфликтов и стремится находить компромиссы, что проявляется в обращении к общепринятым мнениям, избегании категоричных позиций и острых дискуссий. Это способствует стереотипизации коммуникации. Его жизненные цели, как правило, сводятся к стабильности и комфорту в рамках традиционной парадигмы: стандартная карьера, семья, потребительские блага и отдых по установленным канонам.
3 февраля отмечается Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой. В интервью RT кандидат психологических наук, доцент Московского…
Старший преподаватель кафедры «Социология и политология» ПНИПУ Юлия Неверова:
— Главная черта, выдающая «нормиса», — недоверчивое отношение ко всему, что выходит за рамки его привычной картины мира.
Новые, нестандартные или сложные идеи вызывают у него не интерес, а скорее настороженность или даже отторжение. Его жизненная позиция часто определяется принципом «живи как все» и «будь как все». То есть это не просто среднестатистический обычный человек, а тот, кто сознательно или бессознательно стремится раствориться в массе, избегает яркой идентичности и в определённой степени личной ответственности, находит утешение в предсказуемости и одобрении большинства.
— К какой возрастной категории или социальной прослойке обычно принадлежат те, кого называют «нормисами»?
М. Е.: Отдельного внимания заслуживает распространение этой философии среди людей старше 35 лет. Учёные объясняют этот феномен «омоложением протеста» в современной культуре.
Чем раньше современный человек начинает взаимодействовать со средствами массовой коммуникации, тем раньше у него зарождается потребность проявить себя — и тем раньше наступает «усталость» от постоянного самопрезентования. Для многих людей к 35 годам и после «нормисность» становится намеренным выбором в пользу стабильности, психологического комфорта и сохранения ментального здоровья, что особенно актуально в условиях выгорания и возрастных кризисов.
— В отличие от большинства современных сленговых слов, термин «нормис» имеет давнюю историю. Чем «нормисы» 1980-х или 1990-х отличались от современных?
М. Е.: Отличается ли современный представитель от своих предшественников 1980—1990-х годов? Безусловно. И в первую очередь — положением в обществе потребления. Если раньше «обычность» была вынужденной позицией, обусловленной дефицитом и ограниченным выбором, то сегодня она представляет собой одну из множества конкурирующих моделей поведения.

Такие люди живут в условиях изобилия возможностей для самовыражения, и их выбор в пользу консервативного стиля становится осознанной и твёрдой позицией. Несмотря на переопределение образов «своих» и «чужих», «правильных» и «неправильных», «нормисов» и их оппонентов — «альтов», культура остаётся ареной для конкуренции, которая служит мощным стимулом для действия. Сегодня быть «нормальным» означает занимать свою нишу на рынке, что культура и экономика активно поддерживают.
Ю. Н.: Не стоит говорить, что появились какие-то новые люди, или их группы, или философия. Скорее нужно вести речь о распространении данного термина с вполне конкретным смысловым оттенком (коннотацией). Появилось новое обозначение старого явления.


