
СДВГ-шник или просто непоседливый: найди у себя симптомы
«Руки динозавра», болтливость, частая смена работы и другие симптомы СДВГ
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это не особенность поведения и не результат плохого воспитания. Это сложное неврологическо-поведенческое расстройство развития, которое коренным образом влияет на жизнь человека. Его понимание критически важно для создания поддерживающей среды как для детей, так и для взрослых.
СДВГ – хроническое состояние, обусловленное особенностями в структуре и функционировании головного мозга. Ключевые отличия наблюдаются в префронтальной коре, базальных ганглиях и мозжечке. Эти области отвечают за исполнительные функции:
— самоконтроль: сдерживание импульсивных реакций;
— рабочая память: удержание и манипуляция информацией в уме;
— когнитивная гибкость: способность переключаться между задачами;
— планирование и организация.
Нарушение передачи ключевых нейромедиаторов – дофамина и норадреналина – приводит к дефициту этих функций.
СПРАВКА. СДВГ имеет высокий уровень наследуемости (около 70-80%), что подтверждается многочисленными исследованиями.
Симптомы и диагностические критерии (по DSM-5)
Согласно Диагностическому и статистическому руководству по психическим расстройствам 5-го пересмотра (DSM-5), симптомы делятся на две группы:
1. Невнимательность:
— неспособность уделять внимание деталям, совершение ошибок по небрежности;
— трудности удержания внимания на задачах или игровой деятельности;
— «глухота» к обращенной речи, кажется, что не слышит говорящего;
— неспособность следовать инструкциям, незавершение дел;
— трудности в организации задач и деятельности;
— избегание или отказ от задач, требующих умственных усилий;
— частая потеря вещей, необходимых для выполнения задач;
— легкая отвлекаемость на внешние стимулы;
— забывчивость в повседневной деятельности.
2. Гиперактивность и импульсивность.
Присутствуют как минимум шесть симптомов из данной группы (для детей до 16 лет):
— беспокойные движения, постукивания руками или ногами, ерзание на месте;
— вскакивания с места в ситуациях, когда нужно сидеть;
— бесцельная беготня или лазанье в неположенных ситуациях;
— неспособность тихо играть или заниматься чем-либо;
— действия «как будто заведенный мотор»;
— чрезмерная болтливость;
— выкрикивание ответа, не дослушав вопрос;
— нетерпение, неспособность ждать своей очереди;
— вторжение в чужие разговоры или игры.
Важные особенности – симптомы должны:
— проявляться в течение не менее шести месяцев;
— наблюдаться в двух и более локациях (например, дома и в школе/на работе);
— являться несоответствующими уровню развития человека;
— наносить значительный ущерб социальной, учебной или профессиональной деятельности;
— не быть следствием другого психического расстройства.
Помимо основных симптомов, у людей с СДВГ часто наблюдаются:
— двигательная неловкость: частые спотыкания, падения, проблемы с мелкой моторикой (почерк);
— нарушение координации: трудности с командными видами спорта, требующими сложной моторной планировки;
— сенсорная чувствительность: гипер- или гипочувствительность к звукам, текстурам, свету.
«Руки динозавра» (T-Rex Arms) – неофициальный, но яркий маркер
Это понятие распространено в сообществах людей с СДВГ и аутизмом. Оно описывает характерную позу, когда человек держит руки согнутыми в локтях и прижатыми к груди, с расслабленными кистями, напоминая короткие лапы тираннозавра. Это поведение может быть:
-сенсорным феноменом. Поза оказывает успокаивающее, организующее воздействие на нервную систему, снижая тревогу и помогая сконцентрироваться.
-проявлением энергосбережения. Нейротипичные люди часто используют широкую, открытую жестикуляцию. Для мозга с СДВГ, который и так тратит много ресурсов на контроль и координацию, это может быть энергозатратно. «Руки динозавра» – энергоэффективная, эргономичная поза по умолчанию.
ВАЖНО. Это не диагностический критерий, но красноречивая иллюстрация того, как неврологические особенности проявляются в телесных практиках.
СДВГ у детей: больше, чем просто «активный ребенок»
У детей СДВГ часто маскируется под лень, неусидчивость или плохой характер. Проблемы возникают в школе: несмотря на нормальный или высокий интеллект, ребенок может хронически не реализовывать свой потенциал из-за трудностей с организацией, запоминанием заданий и контролем импульсов.
Социальные взаимодействия страдают из-за импульсивности: ребенок может перебивать, не соблюдать правила игры, что приводит к отвержению сверстниками. Это формирует низкую самооценку и тревожность.
СДВГ у взрослых
СДВГ не «перерастает». С возрастом гиперактивность часто трансформируется во внутреннее беспокойство, а на первый план выходят проблемы организации, прокрастинация, трудности с управлением временем и эмоциями. Взрослые с недиагностированным СДВГ могут:
— менять места работы из-за «скуки» или конфликтов;
— иметь финансовые проблемы из-за импульсивных трат;
— испытывать сложности в отношениях из-за эмоциональной дисрегуляции;
— страдать от повышенной тревожности и депрессии как сопутствующих расстройств.
Влияние на качество жизни
Без диагностики и поддержки СДВГ серьезно снижает качество жизни. Повышаются риски:
— академической и профессиональной неуспеваемости;
— травматизма из-за импульсивности и невнимательности (ДТП, бытовые травмы);
— попытки самолечения с помощью психоактивных веществ;
— психических расстройств: тревожные расстройства, депрессия, биполярное расстройство (коморбидность достигает 50-70%);
— социальной дезадаптации: трудности с созданием и поддержанием семьи, дружеских связей.
Однако при правильном подходе (терапия, медикаментозное лечение) люди с СДВГ могут не только успешно адаптироваться, но и использовать свои сильные стороны: креативность, нестандартное мышление, гибкость, энтузиазм и способность «гиперфокусироваться» на интересующих задачах.
Особенности обучения людей с СДВГ
Образовательный процесс требует адаптации:
1. Четкие, короткие инструкции, разбивка больших задач на маленькие шаги.
2. Минимизация отвлекающих факторов – отдельная парта, наушники с шумоподавлением.
3. Двигательная активность – разрешение тихо ерзать, использование антистресс-игрушек, возможность вставать и двигаться.
4. Визуализация – использование планеров, чек-листов, цветных маркеров.
5. Немедленная обратная связь и поощрение.
6. Акцент на сильных сторонах – проектная деятельность, творческие задания.
Кто и как диагностирует СДВГ?
Диагностика – это комплексный процесс, который в России имеют право проводить только врачи-психиатры. Также к процессу могут подключаться клинические психологи и неврологи. Процесс включает:
1. Подробный сбор анамнеза (истории жизни и симптомов).
2. Стандартизированные опросники.
3. Патопсихологическое исследование: проводится клиническим психологом для оценки когнитивных функций.
4. Исключение других причин: проверка слуха, зрения, функции щитовидной железы и т.д. Важно дифференцировать СДВГ от тревожных расстройств, последствий травм, расстройств аутистического спектра.
Своевременная диагностика и грамотная поддержка позволяют человеку с СДВГ превратить свои особенности в сильные стороны и построить успешную, полноценную жизнь.