«Школьных хулиганов ломать – применять силу без сантиментов»: после скандала с учителем физики из Екатеринбурга звучат призывы навести порядок в образовании
Иллюстрация: «Блокнот»
Российская общественность остается во взбудораженном состоянии после дела Сергея Перминова, бывшего учителя физики одной из школ Екатеринбурга. Напомним: Перминов вспылил, когда великовозрастный подросток матерился на уроке, откровенно срывая учебный процесс. Учитель кинул в ученика ручкой и попытался, схватив за одежду, оттащить того в кабинет директора.
Да, учитель был неправ с юридической точки зрения, хотя практически все адекватные люди, включая родителей школьников (прошлых, нынешних и будущих) заступились за Перминова, понимая его реакцию чисто по-человечески.
Ситуация на самом деле должна была решиться «разбором полетов» внутри школы, где родителям ученика следовало понять, что тот прежде всего сам виноват. Однако родители предпочли повесить всех собак на физика и засудить его, сделав уголовным преступником. Такое решение принял сперва суд первой, а затем и апелляционной инстанции.
Известные в России политики и общественники сочли, что налицо откровенная дискредитация учительской профессии и странная демонстрация защиты, которое государство зачем-то предоставляет «юному хамлу».
Проблема действительно налицо. Она заключается в том, что несовершеннолетний школьник может быть совершенно неуправляемым, и справиться с ним по закону категорически невозможно. Ученик может не реагировать на требование учителя выйти в доске, танцевать на парте, громко орать матом. То есть срывать урок.
При этом любые меры физического воздействия к нему применять запрещено. Угроза плохих оценок и оставления на второй год его не пугает – она страшна прежде всего для школы. Во-первых, это подрыв статистики успеваемости, что неприемлемо в плане подачи «наверх» более-менее красивых отчетов. Во-вторых, подобный неуправляемый ребенок во второгодниках – еще один год мучений и для учителей, и для нормальных учеников.

Пока реальных мер воздействия на неадекватных учеников у учителей нет. Иллюстрация: «Блокнот»
В связи с этим все громче звучат призывы: перестать делать вид, что великовозрастные хулиганы «просто невинные дети» и разрешить применять к ним силу. Конечно, это должны делать не учителя, а специально нанятые люди. Так, известный историк Александр Дюков предлагает следующее:
«1) Введение в школах кондуитов [журналов] по поведению;
2) Автоматическое исключение из школ на основании зафиксированных в кондуитах 10-15 серьезных нарушений;
3) Распространение ст. 318 УК РФ на нападения на учителей (то есть караться они должны как нападение на представителя власти, а не простое хулиганство – авт.);
4) Разрешение охране школы применять силу в отношении ученика для пресечения заведомо нарушающих школьный устав действий и перемещения ученика в изолированное помещение до конца учебного дня».
По четвертому пункту Дюкова можно дополнить: не обязательно, чтобы в школе постоянно дежурила способная скрутить великовозрастного балбеса охрана, достаточно «тревожной кнопки», по нажатию на которую будет приезжать группа быстрого реагирования. ГБР за считанные минуты реагируют, если кто-то пытается, к примеру, ограбить магазин – пусть они также стремительно «принимают» подростка, решившего, что он имеет право безнаказанно творить беспредел на уроке.
В комментариях отдельные критики указали, что подобная система реагирования может «стоить дорого». Однако согласные с Дюковым полагают: и государству в целом, то есть всему обществу, как налогоплательщикам, и родителям хулигана гораздо дороже обойдется ситуация, когда срывающего уроки малолетнего преступника нельзя утихомирить, а можно только целовать в «пятую точку» и умолять успокоиться.


