Содержание
Принцип систематичности
Каждый учебный предмет в школе имеет свою систему или порядок расположения материала. Так, по арифметике сначала изучается сложение, затем вычитание, умножение и, наконец, деление. Нельзя учеников обучить умножению, не научив их сложению, потому что умножение как бы «вытекает» из сложения. Систематичность, или последовательность расположения материала, как видно из примера, не есть простое следование или чередование одного вопроса за другим.
Систематичность состоит в таком расположении материала, когда последующий вопрос вытекает с логической необходимостью из предыдущего, т. е. предыдущий вопрос как бы обусловливает необходимость последующего. Принцип систематичности в расположении материала имеет очень большое значение потому, что он обеспечивает и систематичность в знаниях учеников, а систематичность в знаниях обусловливает их сознательность и прочность.
В учебной работе необходимо обеспечить не только систематичность в каждом предмете, но и между учебными предметами. Алгебру нельзя изучать ранее арифметики, основы дарвинизма ученики не поймут, не изучив курса ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека. Следовательно, систематичность есть такое расположение учебных предметов, которое обусловлено их внутренней логической связью.
В чём же, однако, основа систематичности, в чём сущность этой «логической связи»?
Ответ на этот вопрос легко понять на отдельных предметах. Возьмём для примера историю России. В ней излагаются исторические события в той последовательности, как это было на самом деле. Следовательно, так называемая «логическая связь» в учебном предмете истории есть отображение связи событий в действительной жизни. Как в действительной жизни последующие события с необходимостью вытекали из предыдущих событий, так и в учебном предмете они расположились в этой последовательности.
В биологии в основе систематичности лежит принцип эволюционного развития от простейших к сложным организмам, так и в учебном предмете материал расположен от простого к сложному.
Таким образом, систематичность во многих учебных предметах отображает объективную систематичность.
На основе длительного учебного опыта принцип систематичности стали конкретизировать и осуществлять в учебной жизни при помощи определённых установившихся правил.
От простого к сложному
Это значит, что обучение надо начинать с самых простых элементов, доступных для понимания путём простого рассмотрения. Достоверность знаний здесь проверяется простым сопоставлением с имеющимся перед глазами предметом. От простого вопроса следует переходить к новому, более сложному вопросу, но так, чтобы это новое как бы вытекало или опиралось на предыдущее, новое представляет собой органическое прибавление к старому.
В результате такого расположения материала и усвоения его учениками у них получается цельность знаний, стройность и последовательность. Во многих предметах новое и более сложное является следствием, а предыдущее является причиной. Причинно-следственная связь между отдельными вопросами является научной основой систематичности в обучении.
При руководстве правилом от простого к сложному необходимо иметь в виду психологию ребёнка, его природу и начинать с простого для ребёнка. Так, в естествознании простым элементом является клетка, но было бы большой ошибкой ознакомление детей с естествознанием начинать с клетки. Этот «простой» элемент в естествознании совершенно непосилен для понимания ученика.
От близкого к далёкому
Исходя из природы ребёнка, из законов развития его познавательных способностей, начальное обучение проводится на материале, который непосредственно окружает ребёнка. Так, знание географии начинается с ознакомления с местностью, где находится школа, с селения, где живёт он, и т. д.
От известного к неизвестному
Это очень важное правило принципа систематичности. Всякое новое знание мы в учебной работе даём, опираясь на имеющийся запас представлений и знаний учеников, т. е. переход к новым, неизвестным знаниям производим, опираясь на старые, известные знания. Даже на первых уроках с малышами, когда мы начинаем обучать их грамоте и когда, казалось бы, они ничего ещё не знают, мы находим отправную точку, т. е. определяем запас их знаний.
Так же обучаем детей счёту: путём беседы устанавливаем круг их арифметических представлений и, определив то, что они знают, будем постепенно сообщать новое, неизвестное. Чем больше у учеников знаний, тем легче им сообщать новые знания, значит, старые знания облегчат усвоение новых.
Очень важно знать, что старые знания не только облегчают усвоение новых, но и придают новым знаниям своеобразную окраску. Так, ребёнок, никогда не видавший апельсина, при его получении на вопрос «Как ты думаешь, что это такое?» ответит: «Яблоко», т. е. новое и неизвестное он назовёт именем старых знаний.
Дальнейшее наблюдение его и наши вопросы помогут ребёнку установить, что апельсин, как и яблоко, является фруктом, но у него другой запах, другой вкус, другая окраска кожи и т. д.
Ознакомившись с этими отличиями, он легко запомнит его название «апельсин» и не смешает с яблоком. От известного он перешёл к новому знанию. Из психологии известен этот важный для педагогики закон апперцепции, который выражается в воздействии предшествующих знаний и представлений на вновь приобретаемые.
От конкретного к абстрактному
Анализируя процесс познания в обучении, мы видим, что учащиеся усваивают наряду с конкретными представлениями и абстрактные понятия: белизна, правдивость, честность, храбрость и т. д.
В начальной школе ознакомление с абстрактными понятиями возможно только на основе конкретных фактов и явлений. Понятие белизна мы «выводим» из наблюдений белого снега, белого сахара, белого потолка и т. д. Аналогично этому мы должны поступать и при ознакомлении со всякими другими абстрактными понятиями.
Мы ознакомились с главнейшими принципами дидактики. Необходимо предостеречь всякого учителя от опасности формального их усвоения и применения. Каждый принцип на различных ступенях обучения может иметь свои оттенки, варианты.
Так, например, принцип систематичности, как было выяснено, характеризуется особым расположением материала, когда последующее вытекает из предыдущего. Но мы также знаем, что дети семи- или восьмилетнего возраста мало ещё понимают причинно-следственные связи, поэтому даже в третьем классе не даётся систематических курсов истории, географии и пр., а проводятся беседы и читаются эпизодические рассказы.
При обучении грамоте после ознакомления с звуком и буквой у идёт изучение и ознакомление с звуком х. X не вытекает с логической необходимостью из у, но всё же автор букваря не случайно берёт именно х; такая последовательность удовлетворяет той систематичности, которую он кладёт в основу своего букваря.
Все последующие вопросы дидактики будут рассматриваться в соответствии с указанными принципами. Такое рассмотрение обеспечивает большую стройность и научность дидактики в современной школе.