«Успокоит рынок»: как указ Путина о выплатах нефтяникам может отразиться на стоимости бензина
Обо всем

«Успокоит рынок»: как указ Путина о выплатах нефтяникам может отразиться на стоимости бензина

Биржевые цены на бензин в России стабилизируются после ажиотажного роста последних месяцев. При этом, как полагают эксперты, удорожание горючего в рознице тоже должно замедлиться в ближайшее время. Способствовать этому будет в том числе указ Владимира Путина о введении моратория на обнуление демпферных выплат для нефтяников. Предполагается, что за счёт инициативы президента энергетические компании снова начнут получать компенсации из бюджета и будут меньше заинтересованы в завышении цен для потребителей. Специалисты считают это своеобразным «пряником» для бизнеса, но не исключают использование «кнута» при необходимости. Что может произойти с ценами на АЗС до конца года — в материале RT.

В понедельник, 13 октября, оптовые цены на бензин в России умеренно снижаются. В ходе торгов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже стоимость горючего АИ-92 опустилась на 0,01% — до 72 262 рублей за 1 т, а топливо АИ-95 подешевело на 0,22% — до 79 182 тыс. за 1 т.

Индия и Китай не откажутся от российской нефти из-за пошлин США, уверены в компании S&P Global. Как полагают в агентстве, мнение…

С конца сентября биржевые котировки после ажиотажного роста в предыдущие месяцы стали стабилизироваться. Так, с начала 2025 года средняя по России оптовая стоимость бензина АИ-92 и АИ-95 выросла более чем на 40%, а в августе — сентябре котировки ненадолго поднимались до 74 731 и 82 030 тыс. рублей за 1 т соответственно — впервые за всё время наблюдений.

Цены начали стремительно расти ещё летом под влиянием целого ряда факторов, рассказал RT владелец сети дилерских центров коммерческого транспорта «Альянс Тракс» Алексей Иванов. По его словам, спрос на горючее в стране вырос в связи с ростом поездок и проведением сельскохозяйственных работ, а предложение топлива, напротив, стало сокращаться в результате ухода многих нефтеперерабатывающих заводов на ремонты.

«Основная причина роста биржевых цен — внеплановые простои НПЗ: к концу сентября у нас не работало около 38% нефтеперерабатывающих мощностей. К этому добавились ещё и плановые ремонты предприятий, а также сезонный рост спроса со стороны сельского хозяйства и логистические сложности в некоторых регионах. Всё это создало напряжение, особенно в южных субъектах страны и на Дальнем Востоке», — отметил Иванов.

Розница на контроле

Отметим, что вслед за оптовыми ценами с начала года в России заметно выросла и розничная стоимость горючего, хотя и менее стремительными темпами. Так, по данным Росстата, с конца декабря литр АИ-92 на российских АЗС подорожал в среднем на 10,8% — до 61,19 рубля, а литр АИ-95 — на 9,9%, до 66,41 рубля. Причём инфляция за это время составила лишь 4,53%.

Удорожание бензина на российских АЗС отчасти связано ещё и с тем, что нефтяники стали получать меньше выплат из бюджета по так называемому демпферу. Об этом RT рассказал эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

«Успокоит рынок»: как указ Путина о выплатах нефтяникам может отразиться на стоимости бензина

Напомним, с 2019 года в России на рынке топлива действует специальный демпфирующий механизм: нефтяные компании получают компенсацию из бюджета за отгрузку топлива на внутренний рынок. Так, если цены на горючее в России ниже, чем за её пределами, и производителям становится выгоднее реализовывать топливо за рубежом, государство возмещает нефтяникам недополученную прибыль, чтобы те продавали больше топлива именно внутри страны.

В демпфирующем механизме заложена так называемая индикативная оптовая цена бензина на внутреннем рынке. На её основе власти рассчитывают сумму, которую нефтяники должны получать в качестве компенсации от правительства.

Согласно действующему Налоговому кодексу, на 2025 год индикативная оптовая цена для бензина установлена на уровне 60 450 рублей за 1 т. При этом, если средняя за месяц стоимость топлива на бирже отклоняется от этой величины более чем на 10%, нефтяники не получают выплату по демпферу. Другими словами, после того как биржевые котировки превысили 66 495 рублей за 1 т, энергокомпании лишились компенсаций от правительства.

Правительство России принимает все необходимые меры, чтобы стабилизировать ситуацию на рынке бензина, заявили в Кремле. С начала года…

В результате, по данным Минфина, с января по сентябрь 2025 года государство возместило нефтяникам лишь около 716 млрд рублей, хотя за аналогичный период 2024-го объём выплат по демпферу был вдвое больше и составил почти 1,44 трлн. При этом у бизнеса значительно выросли затраты, поскольку из-за введённых санкций стало дороже завозить оборудование для нефтеперерабатывающих заводов, а в связи с участившимися атаками со стороны Украины компаниям теперь приходится чаще ремонтировать свои НПЗ, отметил Игорь Юшков.

В этих условиях для поддержания рентабельности нефтяники «решили добрать с рынка то, что они не получили от государства», и стали поднимать цены на топливо для конечных потребителей, объяснил эксперт. Впрочем, по его мнению, справиться с этой проблемой помогут новые меры со стороны властей.

Так, накануне президент России Владимир Путин подписал указ о введении моратория на обнуление демпферных выплат с 1 октября 2025-го по 1 мая 2026-го. Как заявили в Минэнерго, решение позволит сохранить компенсации для нефтяников и будет «способствовать стабилизации ценовой ситуации на внутреннем рынке моторного топлива», пишет ТАСС.

По мнению Алексея Иванова, президентский указ создаст «окно спокойствия» для отрасли и поможет вернуть динамику цен в контролируемое русло. Аналогичной точки зрения придерживается Игорь Юшков.

«Предполагается, что введение моратория на обнуление демпферных выплат несколько успокоит рынок и позволит сдержать ценовые колебания. Теперь вне зависимости от того, что происходит на бирже, нефтяникам в любом случае будут гарантированы компенсации, а значит, компании будут больше уверены в своей экономике и смогут просчитать доходы и расходы. То есть государство сейчас пошло навстречу бизнесу и предложило своего рода пряник, однако в дальнейшем при необходимости может задействовать и кнут», — предположил Игорь Юшков.

Отметим, что ранее правительство уже запретило компаниям вывозить бензин за границу до конца 2025 года. Это, как ожидается, позволит насытить внутренний рынок горючим для полного удовлетворения спроса. Причём в дополнение к этой инициативе власти могут обязать нефтяников продавать больше бензина через биржу, а не через собственные сети АЗС, не исключил Игорь Юшков. Впрочем, такое решение вряд ли потребуется, считает вице-президент Ассоциации экспортёров и импортёров Артур Леер.

«Успокоит рынок»: как указ Путина о выплатах нефтяникам может отразиться на стоимости бензина

«Государство сохраняет жёсткий контроль над ситуацией и принимает достаточные меры для её стабилизации, включая запрет на экспорт нефтепродуктов и поддержку производителей через механизм демпфера. Эти шаги позволяют рассчитывать на удержание цен вблизи текущих значений без резких скачков к концу года», — рассказал Леер в интервью RT.

Алексей Иванов также уверен, что в ближайшее время темпы удорожания бензина в стране замедлятся, однако по итогам года рост цен на горючее может всё равно остаться чуть выше общей инфляции. Её уровень, в свою очередь, ожидается вблизи 6—7%, следует из прогноза Центробанка.

«В 2025 году розничные цены на бензин могут вырасти на 8—12% по сравнению с 2024-м. Да, это будет выше инфляции, но не критично. Конечно, ситуация непростая, но она контролируемая. Власти оперативно реагируют регулятивными инструментами, отрасль перестраивает графики работы, а к концу октября — началу ноября, когда завершатся плановые ремонты и спадёт сезонный спрос, мы увидим стабилизацию. Главное — избежать паники и ажиотажного спроса, который сам по себе толкает цены вверх. Рынок справится с текущими трудностями», — заключил Иванов.

Средний рейтинг
0 из 5 звезд. 0 голосов.